я

Элегантная торпеда

Когда речь заходит о первых аэропланах, сразу вспоминаются хрупкие и ажурные "летающие этажерки", вроде вот этого "Фармана-IV", получившего широкую известность во многих европейских странах.

Flight_Record_Dominguez

Однако даже на ранней заре авиации не все самолеты выглядели подобным образом. На общем фоне резко выделялась "Аэроторпеда", созданная в 1911 году французским инженером Виктором Татином и авиатором Луи Поланом.

907-1


Этот самолет не нес ни вооружения, ни взрывчатки, а "торпедой" его назвали за характерную форму фюзеляжа и винт, размещенный в хвосте как у морских самодвижущихся мин. Благодаря стремительным аэродинамичным обводам он выглядел пришельцем из будущего, опередившим свое время, как минимум, на два десятилетия. Если бы среди самолетов в те годы проводились конкурсы красоты и элегантности, изделие Полана и Татина наверняка стало бы их фаворитом.
Отличная аэродинамика обеспечила ему выдающиеся характеристики. С мотором всего в 50 лошадиных сил "Аэроторпеда" летала со скоростью 160 км/ч, то есть в полтора раза быстрее тогдашних аэропланов с силовыми установками той же мощности. Правда, эту скорость она могла развивать лишь на коротких дистанциях, поскольку двигатель, установленный внутри фюзеляжа, за кабиной, быстро перегревался на больших оборотах. Это было главным недостатком машины, помешавшим ее широкому распространению. Всего построили только два экземпляра "Торпеды", один из которых купил итальянский авиагонщик Боссе.
Двигатель соединялся с винтом длинным валом, опиравшимся на пять шарикоподшипников. Каркас самолета сделан из дерева и обтянут тканью, только в районе мотора он имел алюминиевую обшивку.
torpedo
Чертеж "Аэроторпеды" и ее мотор - семицилиндровый ротативный "Гном-Омега". Длина самолета - 8,6 м, размах крыла - 9,0 м, масса конструкции - 350 кг.

tatin_eiffel_1500_PX
Модель "Аэроторпеды" в аэродинамической трубе. Справа на снимке - знаменитый французский инженер Гюстав Эйфель, интересовавшийся не только архитектурой, но и авиацией.

torpille_1_1500
"Аэроторпеда" на парижском авиасалоне 1911 года.

pilotetorp
В кабине "Аэроторпеды" пилот Морис Годар, сумевший пролететь на ней мерную дистанцию в 4 километра за 90 секунд. Внизу - заметка из французского авиационного журнала, посвященная этому событию.

torpille_2_1500

08239v
Луи Полан (слева) с известным американским авиаконструктором и предпринимателем
Гленном Кертиссом.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.