я

Ад на райском острове

plane

Ровно 40 лет назад, 27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на испанском курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая катастрофа в истории мировой авиации. Из-за столкновения двух авиалайнеров "Боинг-747", принадлежавших голландской авиакомпании KLM и американской Pan American, оба самолета сгорели, при этом погибли 583 человека из 644 находившихся на их бортах.

К столь жуткой трагедии привело взаимное непонимание экипажей обоих воздушных судов и авиадиспетчера, наложившееся на сложные погодные условия. Все началось с того, что "Боинг" KLM занял стартовую позицию в конце взлетной полосы, а ему навстречу от противоположного двигался американский "Боинг", получивший распоряжение примерно в середине пути свернуть на боковую рулежную дорожку №3. Однако командир экипажа не понял диспетчера, говорившего с сильным испанским акцентом, и решил, что ему надо свернуть на следующую дорожку №4, расположенную гораздо дальше. Вместо того чтобы переспросить, он продолжил движение по прямой.

Тем временем, командир голландского экипажа запросил разрешения на взлет. Диспетчер в ответ дал инструкцию по набору высоты и последующему занятию воздушного коридора. Летчики восприняли это как команду взлетать. Командир ответил диспетчеру "We’re at take off". Испанец подумал, что эта фраза означает "Мы - на стартовой позиции" и ответил "ОК". Однако летчик имел в виду "Мы взлетаем!", а "ОК" он, очевидно, понял как подтверждение. Решив, что "американец" уже освободил полосу, экипаж перевел двигатели на форсажный режим, отпустил тормоза и выдвинул закрылки. Огромная машина начала разгон. Катящегося прямо на нее американского "Боинга" пилоты не видели, поскольку над аэродромом стоял густой туман.

Экипажи авиалайнеров заметили друг друга, только когда рассотояние между ними сократилось до 700 метров. В этот момент прерывать разбег было уже поздно. Американский пилот резко свернул влево, чтобы съехать с бетонки, а голландский - попытался "подорвать" машину и перескочить через препятствие, изо всех сил дернув штурвал на себя. Но скорость была еще недостаточной.

"Боинг" KLM лишь "подпрыгнул" на полтора десятка метров вверх, рубанув по фюзеляжу лайнера Pan American работающими на полном газу двигателями и выпущенными тележками шасси, а законцовкой левой консоли - срезав ему киль. От удара двигатели загорелись и пламя моментально перекинулось на заполненные "под завязку" топливные баки. Пролетев всего сотню метров, пылающий "Боинг" грузно рухнул на полосу, снес шасси и "пропахал" на брюхе еще 300 метров, превратившись в огромный костер. Из 234 пассажиров и 14 членов экипажа не выжил никто, все сгорели заживо.

Протараненнй американский "Боинг" окатило горящим керосином и он тоже вспыхнул. 326 пассажиров и девять членов экипажа погибли при ударе или сгорели, не сумев выбраться из охваченного пламенем фюзеляжа, но 61 человек, которым достались места в носовом салоне, все же смогли спастись, выпрыгнув через передние двери и аварийные люки.

Расследование возложило основную вину за произошедшее на погибший в полном составе экипаж голландского "Боинга", обязав авиакомпанию KLM выплатить компенсации семьям всех жертв авиакатастрофы.

Трагедий такого масштаба более не происходило ни в аэропортах, ни в воздухе, поскольку вероятность одновременной гибели сразу двух переполненных пассажирами суперлайнеров - крайне низка. Однако столкновения и падения воздушных судов многократно случались и в дальнейшем. Конечно, не это повод отказываться от полетов, просто надо помнить, что от судьбы не уйдешь, а полностью безопасных видов транспорта не существует.

1977_news_boeig_747_ph_buf_02

"Боинг-747" авиакомпании KLM, погибший 27.03.77 в аэропорту Эль-Родеос при столкновении с однотипной американской машиной.

140318165512-lessons-learned-from-crashes-tenerife-airport-disaster-horizontal-large-gallery

tenerife-plane-crash-wreckage

Останки сгоревшего американского "Боинга".

44063.1024x576

Гробы с телами погибших пассажиров и членов экипажей.

89c6ac21d679

Американская киноактриса и фотомодель Ив Мейер - одна из жертв авиакатастрофы на Тенерифе.
promo centercigr 16:00, вчера 5
Buy for 30 tokens
Как бы не складывалась политическая обстановка на Донбассе, обычные бойцы продолжают защищать Новороссию. Наш центр CIGR, совместно с МОО Вече продолжает оказывать помощь раненым в результате боевых действий на Донбассе. Сейчас Ваша помощь требуется Сергею Терехову, позывной "Малой",…
Спасибо за последнюю фотку!!!
Как же по своему была прекрасна эта эпоха несделанных сисек.
Re: Спасибо за последнюю фотку!!!
так то в момент гибели ей полтинник уже был и сиськи были уже не такие как на фото
почему-то я всегда щщитал что этот аэропорт называется Tenerife North (в отличие от South, куда все быдлотуристы летают)
А первая фотка настоящая? Или последующая реконструкция событий? Сиськи зачотные, да!

ЕМНИП, после этого разработали систему стандартного радиообмена "КДП - самолёт" и строжайше воспретили от неё отклоняться. Зримое воплощение максимы о правилах, написанных кровью

А началось всё с того, что сепаратисты Канарских островов взорвали бомбуз в зале ожидания главного аэропорта островов - Гран-Канария. Из-за чего аэропланы и пришлось сажать в Лос-Родеос. Впрочем, в апреле следующего года с ихней главной редиской, Антонио Кубильо, провели воспитательную работу (пожизненно костыли), что, впрочем, не помешало редиске в 2003-м слупить 150.000 $ компенсации с МВД за топорную работу.
А если бы второй взлетать не стал, а тупо врезался в первый 747-ой носом. Взрыв произошел бы?

Конечно, произошёл бы. KLM шёл полностью заправленным. Только в этом случае, я думаю, вообще погибли бы все. Часть пассажиров PanAm спасло то, что их самолёт не взорвался, а "лишь" загорелся.

Он вроде пытался дать газу, чтобы уйти с полосы, но конечно не успел
(Anonymous)
Вспоминая это событие как простую, пусть и масштабную катастрофу в отрыве от актов США 1978 и 1979 о дерегулировании воздушных перевозок автор блога совершает грубую ошибку. Pan Am завалили. И сделали это грубо и показательно. После Pan Am слили и остальных гигантов этой отрасли. А вот зачем и почему ?
(Anonymous)
Ну вы ни как не сможете отрицать, что именно и непосредственно после этой катастрофы в ГА США произошли явления прямо сказать тектонического масштаба.
И то, что PanAm стал умирать именно после этой катастрофы совершенно не секрет.
Она после этого умирала еще 14 лет, в течение которых с ее самолетами случилось еще несколько катастроф.
Всю ответственность возложили на голландцев
А як же ж? Жена Цезаря вне подозрений, как говорится. Странно, что голландцы, столкнувшись в своё время с такой несправедливостью, потакают американцам сейчас, организуя им в угоду абсолютно предвзятое "расследование" гибели малайского "боинга" с заранее известными результатами.
(Anonymous)
Второй абзац, в конце: "Всесто того чтобы переспросить" Видимо, имелось ввиду "Вместо того чтобы переспросить" Исправьте и удалите мой комментарий
Спасибо за поправку. Очепятки - штука неизбежная. :)