я

Первоапрельский мотор

rimg0083

1 апреля 1826 года американский изобретатель Сэмюэл Мори запатентовал один из первых в мире двигателей внутреннего сгорания. Казалось бы, это событие не имеет никакого отношения к "дню чудака" и лишь случайно совпало с ним по дате, но не всё так однозначно...

Дело в том, что двигатель Мори имел, мягко говоря, удивительно странную конструкцию. Как и во всех остальных ДВС, в его цилиндре происходило воспламенение горючей смеси воздуха и топлива - паров спирта или скипидара. Но образовавшиеся при вспышке газы не толкали поршень, а свободно вылетали в атмосферу через выпускной клапан.
Затем цилиндр охлаждался холодной водой и в нем образовывался вакуум, который "засасывал" поршень. После этого открывался впускной клапан, поршень под действием собственного веса, усиливаемого инерцией маховика, опускался вниз (цилиндр располагался вертикально), а в камеру сгорания поступала очередная порция горючей смеси. После достижения поршнем нижней точки впускной клапан перекрывался и цикл повторялся. Таким образом, мотор Мори можно назвать "ДВС наоборот".

Сложно сказать, зачем изобретатель применил столь извращенную конструкцию и как он до нее додумался. Также непонятно, почему он не использовал нормальный принцип действия с непосредственным воздействием газов на поршень, как в широко известных в те времена паровых машинах. Двигатель Мори оказался работоспособным, но очень медленным и маломощным, а его КПД был крайне низким даже в сравнении с паровиками. Неудивительно, что это устройство никого не заинтересовало и осталось в разряде технических курьезов наряду со множеством других неэффективных и бесполезных изобретений.

По некоторым данным, Мори пытался установить свой агрегат на самоходную повозку, но она даже без груза двигалась медленнее пешехода и не могла преодолевать едва заметные подъемы. Закончились испытания тем, что "автомобиль" под злорадный хохот зрителей скатился в придорожную канаву. Изображений и описаний этого экипажа не сохранилось.
На заставке слева - двухцилиндровый мотор Сэмюэла Мори, а справа - его современная музейная реплика.     
promo vikond65 май 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт предзаказ на мою книжку, которая должна выйти из печати примерно через неделю. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/

Моя нива похожа на этот мотор))

ЕМНИП, некоторые ранние образцы паровых двигателей работали аналогично. Но зачем он это повторил - загадка.

Да, типичный атмосферный (вакуумный) двигатель, в конце 18 века так все делали - Ньюкомен, Уатт. Преимущество - давление никакое (атмосферное), цилиндр можно на коленке из жести спаять, вес цилиндра меньше.
Машины высокого давления стали делать с 1800 года (Тревитик) и то в Англии сначала, там и качество изготовления лучше, чем в Америке.
А Самуэл Мори на мой взгляд распиарен самими американцами, как-никак первый задокументированный в США ДВС, и первое в мире питание жидким топливом.
Этот двигатель по сути демонстратор технологий, главное в нем - проверка возможности использования горючих паров спирта или скипидара. Сам Мори почти двадцать лет занимался исследованием горения разных веществ так и их смесей с воздухом.
И вроде как он считается изобретателем газировки.
> Сложно сказать, зачем изобретатель применил столь извращенную конструкцию и как он до нее додумался

Так очевидно же -- вдохновился пароатмосферными машинами.
Ньюкомен рулит :-)
Да, но в 1826 году пароатмосферные машины были уже архаикой. Хотя, кое-где еще работали.
Скорее всего он вдохновлялся не пароатмосферными паровыми машинами, а вакуумными двигателями с внешним горением. Он просто перенёс горение топлива внутрь цилиндра.
Интересно было бы посмотреть, каким образом изобретатель выполнил систему зажигания у этого двигателя.
Пишут, что он применил электродуговую свечу. Весьма футуристично, по тем временам...

Edited at 2017-04-02 06:21 pm (UTC)