я

Это был не "Суперджет"...

image.jpg3_zpsmk5gump2

Сейчас, несмотря на очень интенсивное воздушное движение, катастрофы пассажирских авиалайнеров случаются довольно редко, а полеты на них считаются вполне безопасными. Однако на раннем этапе развития воздушного транспорта картина выглядела совсем иначе: самолетов было мало, а бились они часто. В качестве примера можно взять английский одиннадцатиместный (двое пилотов, восемь пассажиров и стюард) самолет "Де Хэвилленд" D.H.34, у которого сегодня юбилей - ровно 95 лет назад, 3 апреля 1922 года он совершил свой первый коммерческий рейс Лондон - Париж.

Таких самолетов построили 11 штук, эксплуатировались они всего четыре года и за это время шесть из них разбились в авариях и катастрофах. При этом в ряде случаев погибали все находившиеся на борту. Сейчас такой процент аварийности считался бы абсолютно неприемлемым, но тогда это было в порядке вещей. И списали уцелевшие экземпляры не потому что они воспринимались как слишком опасные, а просто из-за износа. D.H.34 имел деревянную конструкцию с фанерно-полотняной обшивкой, а эти материалы - весьма недолговечны.

По нынешним меркам, риск, которому подвергали себя авиапутешественники в 80-90 лет назад, превышал все разумные пределы. Тем не менее, всегда хватало желающих подвергнуть себя этому риску ради быстроты передвижения и остроты ощущений, хотя, авиабилеты были совсем не дешевы, а комфорт в пассажирском салоне - весьма относительым. Например, в том же D.H.34 пассажиры сидели в плетеных камышовых креслицах, а туалет представлял собой алюминиевое ведро без дна, вмонтированное в пол за фанерной загородкой, так что, сквозь него можно было наблюдать проплывающие внизу пейзажи. В общем, романтичное было время.

На застиавке D.H.34 авиакомпании Instone Air Lines пролетает над меловыми скалами Дувра, направляясь из Англии во Францию.

DH34Project_Page000

Прототип D.H.34 в полете. Обратите внимание, что пилоты сидят в открытой всем ветрам кабине между мотором и передней кромкой верхнего крыла.

1335331-large

Одним из двух эксплуатантов D.H.34 изначально была лондонская авиакомпания Daimler Hire, купившая шесть таких машин. На снимке - одна из них.

3070361

Тот же самолет с другого ракурса. Под верхним крылом хорошо виден конформный бензобак.

20679751761_5890d7e8fb_b

Подготовка к полету самолета компании Instone. Этот авиаперевозчик приобрел четыре экземпляра D.H.34.

2120651_original

Один пассажирский "Де Хэвилленд" купила для ознакомления советская авиакомпания "Добролёт". Этот самолет несколько лет эксплуатировался на внутренних пассажирских авиалиниях. Снимок сделан на Центральном (Ходынском) аэродроме Москвы в первой половине 1920-х годов.

3270511

Высадка пассажиров и выгрузка багажа по завершении полета. Оригинальная форма двери пассажирского салона была обусловлена тем, чтобы иметь возможность загружать через нее запасной мотор.

G-EBBS-21

Полисмен охраняет обломки одного из разбившихся в Англии D.H.34.

109327885

Последствия катастрофы D.H.34, произошедшей 24 декабря 1924 года. Вскоре после вылета из аэропорта "Кройдон", набрав высоту порядка 200 метров, зтот самолет вдруг сорвался в пике и через несколько секунд почти отвесно врезался в землю. От удара взорвались бензобаки и лайнер сгорел дотла. Погиб пилот (при полетах на короткие дистанции экипаж D.H.34 состоял из одного человека) и все семеро пассажиров (одно пассажирское место оставалось свободным). Следственная комиссия так и не смогла выяснить причину катастрофы.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
у пилотов как раз имелся шанс спастись, в отличие от пассажиров. Был бы парашют :)
20-е годы... Тогда даже у военных пилотов парашюты были редкостью, ЕМНИП. Если что, автор меня поправит, он гораздо более компетентен. В СССР первая парашютная фабрика была открыта то ли в конце 20-х, то ли в начале 30-х, точно не помню :)
К тому же и сейчас пилотов пассажирских судов не оснащают парашютами отнюдь не из бедности, а по этическим причинам
Очень интересно. Непонятно только, какое отношение ко всему этому имеет суперджет, упомянутый в заголовке?
Глушитель на весь фюзеляж.И винт 3-х лопастной.Довольно продвинутый по тем временам аппарат.
Двигатель грузить я так понимаю это на обратный рейс: )
Живи я в 1920-е годы - точно ни за какие коврижки не полез бы в пассажирский самолёт :))
Интересную и неожиданную информацию вытаскиваете, спасибо!
Стал искать, почему такой процент аварийности, все оказалось просто - эксплуатировали в хвост и в гриву. 160934 км без капремонта - это тогда не всякий самолет мог налетать.
Про шесть аварий с машинами - не нашел подробностей, но возможно, что серьезных катастроф с жертвами была всего две, остальные - аварии с несмертельным исходом.

Edited at 2017-04-04 10:01 am (UTC)
А какой может быть у деревянного самолета капремонт? :) По мере износа их просто списывали.
Любой пассажир D.H.34 мог почувствовать себя птицей... по крайней мере, в возможности нагадить другим на головы. Интересно было бы узнать: устанавливались ли "санитарные зоны" для пролётов над городами?
Насколько я знаю, нет. Считалось, что до земли ничего не долетит, всё развеется в небесном пространстве. Да и не предназначался этот туалет для "ходьбы по-большому".
Ну, вообще ничего демонического в этом аэроплане как таковом не было: обычный "кросс-чэнел лайнер". Скажем так: другие гражданские потомки DH.9 летали долго и успешно, некоторые до сих пор.
Там вот в чем была засада. Этот самолет был заказан Daimler Hires - дочерней компанией известного машиностроительного гиганта: в те времена это было нормой. Естественно, под свой двигатель Найпир "Лайон" - в первых модификациях мотор довольно поганый. Движок мало того, что был тяжелый, но кроме того он имел мерзейшее свойство глохнуть при неаккуратной работе РУД. Результатом остановки были возникновение кабрирующего момента с дальнейшим с переходом в пикирование. Любопытно, что на оснащенных тем же мотором более легких DH.18 подобного не наблюдалось, мотор вполне себе удавалось запустить. Такая работа мотора послужила причиной минимум трех (если склероз не брешет) катастроф. Слабоват и тяжеловат оказался мотор для этого самолета. Впрочем, вопрос с затягиванием в пикирование был решен установкой 16-ти метрового крыла (DH.34В, последние 4 самолета), с которым самолет мог нормально планировать с остановленным мотором.
Вообще, англичане считают это тип исключительно удачной машиной, как это не странно,в каком-то смысле этапным для гражданской авиации Великобритании.