Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

А вместо сердца - сталинский мотор

ANT-20bis

Читающие этот журнал знают, что я - далеко не фанат товарища Сталина, но, как говорится, из песни слова не выкинешь: индустриализация России произошла именно при нем и во многом - благодаря ему. Одной из высокотехнологичных отраслей промышленности, поднявшихся из зачаточного состояния в этот период, было авиационное двигателестроение, А вспомнил я о нем, потому что сегодня исполнилось ровно 85 лет со дня начала серийного производства двигателя М-34 - первого мощного авиамотора, спроектированного и внедренного в массовое производство в России.

Как известно, до революции и в ранние годы советской власти все выпускавшиеся в нашей стране авиадвигатели были лицензионными или "пиратскими" копиями зарубежных образцов. В 1927 году начался выпуск первого авиамотора собственной разработки М-11, однако, его мощность составляла всего 110 лошадиных сил, поэтому он годился лишь для небольших, легких самолетов. А М-34, спроектированный в КБ Александра Микулина, развивал 750 лошадиных сил и мог быть установлен на самолетах любых классов, вплоть до сверхтяжелых бомбардировщиков. В дальнейших модификациях мощность удалось повысить до 1050 л.с.

Кроме того, М-34 отличался высокой надежностью, безотказностью и весьма солидным, по тем временам, рабочим ресурсом, что ставило его в один ряд с лучшими зарубежными аналогами. Это было первое крупное достижение российских двигателистов, позволившее установить несколько мировых рекордов дальности и продолжительности полета. Благодаря М-34 успешно завершились уникальные рейды экипажей Чкалова и Громова в США через Северный полюс. На этих же моторах летал крупнейший в мире самолет АНТ-20 "Максим Горький" и его дублер АНТ-20бис.

Кроме того, М-34 (с 1936 года - АМ-34) ставили на бомбардировщики ТБ-3, ДБ-1 и ТБ-7 (Пе-8), многоцелевые самолеты Р-Z, летающие лодки МБР-2 и целый ряд других машин. Можно сказать, что предвоенное развитие советской авиации было в значительной мере обеспечено удачной конструкцией этого мотора. М-34 выпускался до 1939 года, всего построено более 10500 экземпляров.

На заставке - двигатели АМ-34 на крыле шестимоторного авиалайнера АНТ-20бис.

01_stranitsa_120

Подлинный чертеж мотора М-34РНБ (облегченный, редукторный, с нагнетателем). Цветом выделена система смазки.

IMG_1044
Частично препарированный для показа внутреннего устройства мотор М-34РН. На переднем плане - шестеренчатый понижающий редуктор.

035

Раскапотированный М-34Р на самолете ЦАГИ РД-2 (АНТ-25) в первоначальной конфигурации с выдвижным радиатором. .
rd-color
Окраска ЦАГИ РД-2

P1000314

АНТ-25 в мемориальном музее В.П. Чкалова.

MBR-2_01

Первый прототип летающей лодки МБР-2 с мотором М-34.

MS-1_fig132

Силовая установка МБР-2 с мотором М-34Н (безредукторный  с нагнетателем).

Petlyakov_Pe-8_zpsdfb8e615

Двигатели АМ-34ФРНВ на первом экземпляре самолета ТБ-7 (Пе-8).
Tags: ВВС, История, СССР, авиация, дизельпанк
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 538 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →