я

Каналармейцы, Сталин дал приказ!

YOlkin.-Plakat-Kanal-Moskva-Volga-otkryt-821x1200

Ровно 80 лет назад, 2 мая 1937 года у Кремлевской набережной пришвартовались два новых, сияющих свежей краской пассажирских теплохода. Это были первые суда, прошедшие по только что построенному каналу Москва-Волга - одному из крупнейших гидротехнических сооружений советской эпохи. На первом теплоходе, который, естественно, назывался "Иосиф Сталин", прибыло в Москву руководство строительства. Казалось бы, его должен был ждать торжественный прием, однако ничего подобного не произошло, а сами пассажиры выглядели испуганно и подавленно.

Дело в том, что еще в ночь с 28 на 29 апреля, на одной из промежуточных остановок, на борт взошла команда вооруженных сотрудников НКВД и неожиданно для всех арестовала главного виновника торжества (впрочем, это слово уже можно взять в кавычки) - начальника Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага), старшего майора госбесопасности Семена Фирина. Именно он на протяжении четырех лет являлся непосредственным руководителем огромной стройки, на которой трудилось в общем счете более 200 тысяч заключенных "каналоармейцев" под охраной нескольких тысяч сотрудников НКВД.

Арестом Фирина дело не ограничилось. 1 мая, в день международной солидарности трудящихся, был взят под стражу начальник Волжского участка строительства, капитан госбезопасности Сергей Быховский. 6 мая забрали главного архитектора Дмитлага Иосифа Фридлянда и начальника строительного отряда Анушевана Лазарева. 11 мая арестовали сотрудницу культурно-воспитательнго отдела (КВО) Дмитлага Лидию Могилянскую и скульптора Галину Левицкую, чьи работы до сих пор украшают шлюзы, пристани и берега канала.

17 и 18 мая за ними последовали работники лагерной газеты "Перековка" и журнала "На штурм трассы" Давид Виленский, Николай Жигульский и Павел Лухтикер, а также - инструктор по национальной работе КВО Исмаил Шир-Ахмедов и начальник одного из участков Дмитлага Михаил Брилев. Через два дня арестована жена Брилева, работавшая кассиршей в парикмахерской города Дмитрова.

26-30 мая арестован начальник отряда бетонщиков Николай Ефремов, жена Семена Фирина Софья Залесская, руководитель центральной агитбригады КВО Игорь Терентьев и ответственный секретарь журнала "На штурм трассы" Роман Тихомиров.

4 июня арестован начальник центральной художественной мастерской Управления строительства, выдающийся художник и скульптор Глеб Кун - автор скульптуры "Водный путь", установленной у Северного речного вокзала Москвы.  А вскоре после него арестовали молодого талантливого художника Константина Соболевского, работавшего под руководством Глеба Куна.

Кроме того, в июне арестовали начальницу женского строительного отряда Галину Тасарскую, командира дивизиона охраны Бориса Кравцова и начальника архитектурной мастерской Петра Козырева. Всего же по "делу Фирина" было репрессировано 228 человек - почти всё руководство строительства канала Москва-Волга и большинство творческих работников системы Дмитлага. Всех их расстреляли без суда по стандартному для 1937 года обвинению в "контрреволюционной деятельности". Уцелели буквально единицы, например, главный инженер канала Сергей Жук и несколько начальников участков.

Историки до сих пор ищут хоть какое-то логичное объяснение того факта, что руководство страны столь "щедро" наградило людей, обеспечивших успех одной из главных "сталинских строек" и жизненно необходимого для Москвы объекта. Одна из версий - стандартна: эти люди слишком много знали о жутких условиях, царивших в Дмитлаге, и об огромной смертности строителей-заключенных, которую скрывала официальная статистика. Ну а самый надежный способ заставить человека хранить тайны известен с древних времен.

Однако эта версия не выдерживает критики, так как по окончании строительства были амнистированы и распущены по домам заключенные Дмитлага с уголовно-бытовыми статьями - порядка 55 тысяч человек. Разумеется, они могли рассказать всем и каждому о том, что видели, а потому не было никакого смысла убивать две сотни секретоносителей. Тем более, что многие из этих секретоносителей были реально ценными кадрами, обладавшими организационными способностями и творческим потенциалом.

Есть и более конспирологическая гипотеза, состоящая в том, что Сталин якобы испугался созданной Фириным мощной организации с тысячами вооруженных охранников и десятками тысяч "прикормленных" зэков, которых он мог использовать для попытки государственного переворота.  В пользу этой гипотезы говорит то, что отношение Сталина к руководству Дмитлага резко изменилось после совершенной им 22 апреля 1937 инспекционной поездки по строительным объектам.

Неизвестно, какие мысли возникли в голове диктатора во время этой "экскурсии". Известно только, что никаких претензий к Фирину и его подчиненным Сталин не высказал и выглядел вполне довольным, однако, буквально через неделю начались аресты. Можно только гадать, была ли тут какая-то связь, и если была, то в чем она заключалась. В общем, сколько бы ни выходило книг и статей, посвященных зловещим тайнам 1937 года, а тайн этих меньше не становится. И я не уверен, что они когда-нибудь будут разгаданы.

В статье использованы материалы и иллюстрации с сайта moskva-volga.ru


b1ce2e01d2177cb4121e4da389a42081
Первые теплоходы, пришедшие в Москву по каналу Москва-Волга.

98495_original
Карта-схема канала из посвященной ему экспозиции в Долгопрудненском историко-художественном музее.

Zemlyu-bystro-i-legko-razgruzhali-005-2
Рабочие на строительстве канала. Интересно, что тачки - подписаны. Воровали их, что ли? Или за каждым "агрегатом" был закреплен ответственный работник?

0_dd6b4_65c325a1_XXXL
Под музыку работа спорится.

0_dd6b2_5da66ef8_XXXL
А охрана - бдит.

0_5ada0_ae53bf6f_XXXL
Элита Дмитлага. Интересно, пережил ли кто-нибудь из этих людей эпоху "большого террора"?

0_d07ce_1fcbd4ca_XL
Слоган "От жаркой работы тает срок" родился на строительстве канала Москва-Волга и потом разошелся по всей системе ГУЛАГа. Слева - плакат Глеба Куна, а справа - Константина Соболевского.

20120107004754-9d49e743
Еще два выразительных "каналоармейских" плаката Соболевского. Этот художник был расстрелян в сентябре 1937 года, в возрасте 25 лет.

0_b4d51_71e86fc3_XL
Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов во время поездки по объектам Волгостроя 22 апреля 1937 года. Справа - тот же снимок, отретушированный после расстрела Ежова. Советский "фотошоп" был суров и беспощаден к врагам народа.

Firin-S.-1937
Начальник Дмитлага Семен Фирин, его заместитель Сергей Пузицкий, начальник Управления строительства канала Москва-Волга Лазарь Коган и сменивший Фирина на посту руководителя Дмитлага Зиновий Кацнельсон. Все, кроме Когана, расстреляны в 1937 году. Когана расстреляли в 1939-м.

98a76a09c0fbt
Секретная подписка о неразглашении, которую в обязательном порядке давали все вольнонаемные сотрудники Волгостроя, вплоть до уборщиц.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Нелепые рассуждения в духе перестроечных разоблачений про "страшного тирана Сталина". Самое очевидное предположение о мотивах посадки всех этих коганов-шмоганов - как часто бывает в строительстве руководство крупно проворовалось, за это его и посадили "скопом" т.к. в сговоре были все.
Да
Да, художники, скульпторы и журналисты тоже проворовались.
Скорее были холуями получавшими подачки в том числе за счёт уворованного("нецелевое расходование средств" и вот это всё).
а зачем скрывать что проворовались?
расстреляли бы за то что проворовались и в назидании остальным рассказали всей стране про воровство.
Для "политически" проворовавшихся или проваливших важные проекты были специальные разделы 58-й статьи типа "дезорганизация промышленности и транспорта" итп. Так что никто ничего не скрывал, просто попильно-откатно-казнокрадскую ОПГ в духе времени назвали "контрреволюционной организацией".
Зачем
Дивизионный инженер С.П. Королев допустил перерасход
государственных средств и не целевое использование
государственных средств.-
прямая экономическая статья.
Но учитывая его генеральское звание- дивизионный инженер-
был осуждён по 58-й статье, не за растрату, а вредительство
тачки же, не даром их з/ка подписывали, а то товарищи комиссары госпезопасности умыкнут к себе на дачу )))
На строительстве канала-то? Там и деньги миллионами, и строительные материалы которые можно "налево пустить", и техника которую можно "в аренду сдать".
Дед рассказывал как после войны в Магнитогорске, кажется, вскрыли ОПГ занимавшуюся строительством частных домов - ссуду в банке на покупку/постройку получить была не проблема, а вот добыть стройматериалы и привезти их гораздо сложнее, потому местное начальство "скооперировалось" и стало осуществлять соответствующие услуги за наличный расчёт, естественно используя государственную технику, рабочих итд. Всё накрылось из-за того, что приехал новый очень принципиальный начальник милиции который взяток брать не стал, а когда его попытались заткнуть московские покровители местных князьков - "дошёл до самого верха"... ну дальше сами понимаете - невинно репрессированные, жертвы режима и вот это всё.