я

Каналармейцы, Сталин дал приказ!

YOlkin.-Plakat-Kanal-Moskva-Volga-otkryt-821x1200

Ровно 80 лет назад, 2 мая 1937 года у Кремлевской набережной пришвартовались два новых, сияющих свежей краской пассажирских теплохода. Это были первые суда, прошедшие по только что построенному каналу Москва-Волга - одному из крупнейших гидротехнических сооружений советской эпохи. На первом теплоходе, который, естественно, назывался "Иосиф Сталин", прибыло в Москву руководство строительства. Казалось бы, его должен был ждать торжественный прием, однако ничего подобного не произошло, а сами пассажиры выглядели испуганно и подавленно.

Дело в том, что еще в ночь с 28 на 29 апреля, на одной из промежуточных остановок, на борт взошла команда вооруженных сотрудников НКВД и неожиданно для всех арестовала главного виновника торжества (впрочем, это слово уже можно взять в кавычки) - начальника Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага), старшего майора госбесопасности Семена Фирина. Именно он на протяжении четырех лет являлся непосредственным руководителем огромной стройки, на которой трудилось в общем счете более 200 тысяч заключенных "каналоармейцев" под охраной нескольких тысяч сотрудников НКВД.

Арестом Фирина дело не ограничилось. 1 мая, в день международной солидарности трудящихся, был взят под стражу начальник Волжского участка строительства, капитан госбезопасности Сергей Быховский. 6 мая забрали главного архитектора Дмитлага Иосифа Фридлянда и начальника строительного отряда Анушевана Лазарева. 11 мая арестовали сотрудницу культурно-воспитательнго отдела (КВО) Дмитлага Лидию Могилянскую и скульптора Галину Левицкую, чьи работы до сих пор украшают шлюзы, пристани и берега канала.

17 и 18 мая за ними последовали работники лагерной газеты "Перековка" и журнала "На штурм трассы" Давид Виленский, Николай Жигульский и Павел Лухтикер, а также - инструктор по национальной работе КВО Исмаил Шир-Ахмедов и начальник одного из участков Дмитлага Михаил Брилев. Через два дня арестована жена Брилева, работавшая кассиршей в парикмахерской города Дмитрова.

26-30 мая арестован начальник отряда бетонщиков Николай Ефремов, жена Семена Фирина Софья Залесская, руководитель центральной агитбригады КВО Игорь Терентьев и ответственный секретарь журнала "На штурм трассы" Роман Тихомиров.

4 июня арестован начальник центральной художественной мастерской Управления строительства, выдающийся художник и скульптор Глеб Кун - автор скульптуры "Водный путь", установленной у Северного речного вокзала Москвы.  А вскоре после него арестовали молодого талантливого художника Константина Соболевского, работавшего под руководством Глеба Куна.

Кроме того, в июне арестовали начальницу женского строительного отряда Галину Тасарскую, командира дивизиона охраны Бориса Кравцова и начальника архитектурной мастерской Петра Козырева. Всего же по "делу Фирина" было репрессировано 228 человек - почти всё руководство строительства канала Москва-Волга и большинство творческих работников системы Дмитлага. Всех их расстреляли без суда по стандартному для 1937 года обвинению в "контрреволюционной деятельности". Уцелели буквально единицы, например, главный инженер канала Сергей Жук и несколько начальников участков.

Историки до сих пор ищут хоть какое-то логичное объяснение того факта, что руководство страны столь "щедро" наградило людей, обеспечивших успех одной из главных "сталинских строек" и жизненно необходимого для Москвы объекта. Одна из версий - стандартна: эти люди слишком много знали о жутких условиях, царивших в Дмитлаге, и об огромной смертности строителей-заключенных, которую скрывала официальная статистика. Ну а самый надежный способ заставить человека хранить тайны известен с древних времен.

Однако эта версия не выдерживает критики, так как по окончании строительства были амнистированы и распущены по домам заключенные Дмитлага с уголовно-бытовыми статьями - порядка 55 тысяч человек. Разумеется, они могли рассказать всем и каждому о том, что видели, а потому не было никакого смысла убивать две сотни секретоносителей. Тем более, что многие из этих секретоносителей были реально ценными кадрами, обладавшими организационными способностями и творческим потенциалом.

Есть и более конспирологическая гипотеза, состоящая в том, что Сталин якобы испугался созданной Фириным мощной организации с тысячами вооруженных охранников и десятками тысяч "прикормленных" зэков, которых он мог использовать для попытки государственного переворота.  В пользу этой гипотезы говорит то, что отношение Сталина к руководству Дмитлага резко изменилось после совершенной им 22 апреля 1937 инспекционной поездки по строительным объектам.

Неизвестно, какие мысли возникли в голове диктатора во время этой "экскурсии". Известно только, что никаких претензий к Фирину и его подчиненным Сталин не высказал и выглядел вполне довольным, однако, буквально через неделю начались аресты. Можно только гадать, была ли тут какая-то связь, и если была, то в чем она заключалась. В общем, сколько бы ни выходило книг и статей, посвященных зловещим тайнам 1937 года, а тайн этих меньше не становится. И я не уверен, что они когда-нибудь будут разгаданы.

В статье использованы материалы и иллюстрации с сайта moskva-volga.ru


b1ce2e01d2177cb4121e4da389a42081
Первые теплоходы, пришедшие в Москву по каналу Москва-Волга.

98495_original
Карта-схема канала из посвященной ему экспозиции в Долгопрудненском историко-художественном музее.

Zemlyu-bystro-i-legko-razgruzhali-005-2
Рабочие на строительстве канала. Интересно, что тачки - подписаны. Воровали их, что ли? Или за каждым "агрегатом" был закреплен ответственный работник?

0_dd6b4_65c325a1_XXXL
Под музыку работа спорится.

0_dd6b2_5da66ef8_XXXL
А охрана - бдит.

0_5ada0_ae53bf6f_XXXL
Элита Дмитлага. Интересно, пережил ли кто-нибудь из этих людей эпоху "большого террора"?

0_d07ce_1fcbd4ca_XL
Слоган "От жаркой работы тает срок" родился на строительстве канала Москва-Волга и потом разошелся по всей системе ГУЛАГа. Слева - плакат Глеба Куна, а справа - Константина Соболевского.

20120107004754-9d49e743
Еще два выразительных "каналоармейских" плаката Соболевского. Этот художник был расстрелян в сентябре 1937 года, в возрасте 25 лет.

0_b4d51_71e86fc3_XL
Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов во время поездки по объектам Волгостроя 22 апреля 1937 года. Справа - тот же снимок, отретушированный после расстрела Ежова. Советский "фотошоп" был суров и беспощаден к врагам народа.

Firin-S.-1937
Начальник Дмитлага Семен Фирин, его заместитель Сергей Пузицкий, начальник Управления строительства канала Москва-Волга Лазарь Коган и сменивший Фирина на посту руководителя Дмитлага Зиновий Кацнельсон. Все, кроме Когана, расстреляны в 1937 году. Когана расстреляли в 1939-м.

98a76a09c0fbt
Секретная подписка о неразглашении, которую в обязательном порядке давали все вольнонаемные сотрудники Волгостроя, вплоть до уборщиц.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Откровенно говоря мне уже эту тему троллить надоело. Но чисто так для чистоты эксперимента.

Если на подобных стройках не кормить нормально, то лагерный люд вымрет как мухи, стройка не будет выполнена, и расстреляют уже организаторов. Ходят упорные слухи, что строителям ж.д. к Обской губе не только двойной паек, но и год за два засчитывали. Что в общем-то не делает эту стройку курортом и комсомольско-ударной.

А вот эти расстрелянные с водкой и самоволками, тоже не показатель. Понятно, что это зарвавшиеся прихлебатели, а не основная масса.
Ну так там и не кормили в 33-м, так смертность 16% и была, в 35-38 вполне укладывалась в "вольную" статистику для возрастного коридора от 20 до 50 лет +/- доли процента и даже была меньше - в 1938 0,9%, тогда как на воле 1,2-1,6.
Про курорт никто не говорил, но и план никто не отменял.
А по зачетам есть статистика - на 1 июля 1937 года в Дмитлаге было 74693 человека. 14 июля 1937 появилось совместное постановление ЦИК и СНК СССР № 103/1113 "О награждении и льготах для строителей канала Москва-Волга"
"п.4 Досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга 55 000 заключенных. Обязать ВЦСПС принять меры к скорейшему их устройству на работу.
5.Предложить НКВД СССР при освобождении заключенных за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга выдавать им, кроме специальных удостоверений, свидетельствующих об их работе на канале Москва-Волга, также проездные билеты и денежные награды в размере от 100 до 500 рублей."
На 1 января в Дмитлаге было 16066 человек.
Если учесть, что Дмитровлаг был только частью МВС и зеки этого управления в это же время еще строили
-Центральный аэродром им. Фрунзе
-Северный порт
-Южный порт на Сукином болоте.
-Дворец водных видов спорта "Динамо"
-реконструировали Яузу(набережные и гидротехнические сооружения)
- жилые ведомственные дома НКВД в Москве.
то никто их гнобить не собирался, ибо не смогли тогда токой объем работ осилить.

ПыСы Мне вот очень нравятся ссылки на Шаламова, который 1200 тыс зеков в нем насчитал в 1932-33. Лихо, в 6-8 раз завысил.