я

Двадцать первый век - наш!

13423715_1117648008258537_3778347145787924710_n_0

0_550541_42209c51_orig

Сегодня в Иркутске состоялась торжественная выкатка из сборочного цеха первого летного экземпляра авиалайнера МС-21-300 (Магистральный Самолет - 21 век - 300 пассажирских мест). Пройдя этап стендовых испытаний, машина начинает подготовку к первому испытательному полету. Это - очередное яркое подтверждение того, что российский авиапром - жив и успешно развивается вопреки всем мрачным прогнозам.  Вслед за вполне успешным  "Суперджетом" он создал абсолютно новую машину, на которую уже сейчас есть более 150 российских и иностранных заказов.


В общем, я поздравляю всех, имеющих отношение к этому проекту, а в первую очередь - сотрудников ОКБ имени А.С. Яковлева. Молодцы, так держать!
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
"свой самолет в этой системе координат фейлом не будет по определению"
Ну, МС-21 еще не летает...
Давайте посмотрим на то, что уже есть. На Суперджет.


картинка с весьма полезного сайта

Итак, в проект вбухано полным-полно государственных денег.
Например, так.
"На правах стартового заказчика "Аэрофлот" получил значительную скидку: цена самолета составила около 18,6 млн долларов при заявленной каталожной стоимости 35,4 млн долларов"
Напомню, что "Аэрофлот" - госкомпания. И единственная в стране (с какого перепугу?), получающая ВСЮ плату за пролет иностранных пассажирских самолетов над территорией РФ.
ОК, экспорт. ОК, ирландская CityJet. Авиакомпания много лет убыточна, сделку финансировал ВЭБ (из наших с Вами пенсий, да).
Но, может быть, все это уже окупилось? Или вот-вот окупится? Давайте посмотрим.
Норма прибыли на самолет - конечно, в открытом доступе неизвестна.
Но вот отчетность "Гражданских самолетов Сухого" по МСФО - вполне себе есть в открытом доступе.

Там ВООБЩЕ НИКОГДА не было (и не намечается, похоже) никакой прибыли. Ни чистой, ни операционной.
Посему разговор нужно вести не о норме прибыли, а о норме убытков на самолет, "заведомо убыточных" контрактах и т.д.

Год Чистый убыток
2008 $114,713 млн
2009 $91,167 млн
2010 $139,084 млн
2011 $171,497 млн
2012 $111,247 млн
2013 $244,938 млн
2014 $231,282 млн
2015 $383,242 млн
2016 $474,927 млн
Хотя вроде как бы инвестициям в разработку уже пора окупаться...
Больше того, на конец 2016 там еще и долги по зарплате уже есть! Там уже и забастовки были.

Как же оно живет? Точно так же, как и АвтоВАЗ.
Гос.банки дают кредиты, а потом списывают их. В частности, ВЭБ (вот еще место, куда Вашу пенсию закопали)
"На июнь 2014 года чистый долг ГСС составлял $2,64 млрд. Крупнейшие кредиторы — госбанки ВЭБ, Сбербанк и др., и это спасало компанию, поскольку она уже несколько раз нарушала ковенанты по выданным кредитам и кредиторы могли подать на банкротство.

Почему бы компании не занять на не-государственном рынке? Не поискать бизнес-ангелов? Не выйти на IPO?
Вот тут неплохо изложено. (спойлер: политика, санкции и прочая ни в чем не виноваты !)

Численность сотрудников КНААПО им. Гагарина (где собирают Суперджеты) - 13,5 тыс.чел.
Пусть они ВСЕ заняты ТОЛЬКО Суперджетами (хотя это не так!)
И пусть еще два раза по столько - КБ, подрядчики и прочая. Итого - 40 тыс. чел.
Если сумму чистых убытков в 2016 выдать каждому из них налом, уплатив еще ЕСН и ПФ - каждый сотрудник получит 42 тыс. руб. в месяц просто так, ничего не делая.
Это больше актуальных зарплат в КНААПО!
(и опять же - еще и сэкономленные материалы и электричество можно продать...)
Даешь безусловный базовый доход!

Да, кстати, инвестиции в SSJ составили 2 млрд $, точка окупаемости - 500 проданых самолетов. Со слов Погосяна (экс-директора ГСС)

Отличный свежий разбор полетов здесь.
Оттуда: "Наиболее вероятный сценарий такой: проект SSJ тихо прикроют после того, как начнет летать самолет МС-21. Надежда российского авиапрома, дубль два."
Ну, все всё поняли, да.

P.S.
На днях тихо и незаметно, так и не дойдя до полетов опытного образца, был похоронен проект Ил-214.
я в курсе. повторю еще раз - нет цели сделать самолет чтобы зарабатывать деньги. есть цель чтобы был свой. это как олимпиада - толку нет, понты есть
вы так говорите как будто это первый раз. 17й и 91 конечно еще повторятся
точка окупаемости - 500 проданых самолетов. Со слов Погосяна (экс-директора ГСС)
_____________
Нынешними темпами осталось всего двадцать лет. Там правда уже Е2,CS и ARJ на старте, а за ними и MRJ, бгг. )
////////точка окупаемости - 500 проданых самолетов. Со слов Погосяна (экс-директора ГСС)

Упс, неужто все самолеты, выпущенные тиражом менее 500 экземпляров, были убыточными? Довольно спорное утверждение.
Ну это не я считал, а Погосян. Нет оснований ему не верить. Вообще цифра была реальная, но теперь с учетом возрастания конкуренции её достижение становится несколько сомнительным. Главной проблемой стали задержки с разработкой, опоздали на два года, отстали от конкурентов, свой кусок рынка захватить не успели. Сверху Канада прижимает, снизу Китай, основной игрок по прежнему Бразилия, а теперь до кучи ещё и Япония туда нацелилась.
Я, конечно, уважаю, Погосяна, но при этом замечу, что до второй мировой войны не было НИ ОДНОГО пассажирского авиалайнера, выпущенного тиражом более 500 экземпляров.
Тем не менее, многие из них были далеко не убыточными. Так что, всё в нашем мире - относительно.
авиалайнеры? вполне возможно что цифра адекватная, ну может только раза в два приврали, опять же надо смотреть по разным параметрам, впрочем региональники обычно дешевле.

Касательно семейства a32x, то главный самолёт (а320 если что) поставлен 4400+, и по полторы тыщи а319 и а321 (а318 это особый случай). То есть это унифицированное семейство проданно в 7400+ экземплярах.

а320 появился в 1988м году, и семейство с появлением а321 к 1995му году уже пробила планку в 500 поставленных бортов.
Тю, а сколько было сделано "Комет"? 110 штук, не так ли? А "Каравелл"? Всего лишь 280. А самых знаменитых и надежных советских авиалайнеров Ил-86 выпущено всего-навсего 100 штук. Вопросы есть? :)

Edited at 2017-05-04 10:11 pm (UTC)
А мне (и всем остальным) абсолютно плевать на прибыль Тесла Моторс.
Это проблема исключительно частных инвесторов Теслы.

Если бы Суперджет финансировали какие-нито венчурные фонды - да ради бога.
А вот когда это финансируется из моих налогов и пенсий - а не проследовали бы эти пильщики гос.бабла на три буквы
Финансирование разработки таких высокотехнологичных вещей само по себе как минимум наполовину остаётся внутри страны. А создание производства, а зарплаты работников сборочных и смежных предприятий? Зарплаты изготовителей запчастей, которые ещё лет 40 будут нужны? Это мы всё Боингу отдавать будем или всё-таки внутри страны оставим?

Что до Теслы и особенно СпейсХ, вы что думаете, в них не вливают государственные деньги? И правильно делают, нет другого способа построить сложное производство. Сказки про невидимую руку рынка пусть в ВШЭ рассказывают.
"как минимум наполовину остаётся внутри страны"
Наполовину? Фига се норма вывода в офшор...
Другой вопрос, что оставь хоть 100% - пользы ноль.

"создание производства"
Создание? КНААПО создан аж в 1934 году. Наверняка бОльшую часть строений уже сносить пора, пока на голову кому не рухнули.

"зарплаты работников сборочных и смежных предприятий?"
Безусловный базовый доход им всем - обойдется бюджету дешевле

"Это мы всё Боингу отдавать будем или всё-таки внутри страны оставим?"
Мы будем отдавать тому, кто делает лучшую продукцию по комплексу параметров.
Точка. Неважно, Боинг это, Суперджет или Комак.

"Теслы и особенно СпейсХ, вы что думаете, в них не вливают государственные деньги? И правильно делают"
До Теслы вообще никому в госдепе дела нет.
СпейсХ впервые получил гос.финансирование аж в 2016 (если быть точным - софинансирование ВВС США разработки движка "Раптор")
Покупка продукции на конкурентном рынке - ничего общего с финансированием Суперджета не имеет. Это обычный контракт, за который заказчик получает оговоренную услугу или товар за оговоренную цену.

Коммерческие пассажирские самолеты - это чисто коммерческий продукт.
И не надо туда лезть государству. Это не истребители-бомбардировщики и не флаговтык на Луне сугубо в политических целях.