я

Як – 90!

yakovlev-air-2

Ровно 90 лет назад, 12 мая 1927 года впервые поднялся в воздух АИР-1 – первый самолет знаменитого советского авиаконструктора Александра Яковлева. Этот день считается неофициальной датой рождения Яковлевского КБ, ныне – ОАО "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева". За прошедшие годы в этой организации было создано свыше 200 различных летательных аппаратов, из них более 100 – серийных. И сейчас она по-прежнему является одним из ведущих разработчиков перспективных образцов российской авиатехники, таких как учебно-боевой самолет Як-130, учебно-тренировочный Як-152, авиалайнер XXI века МС-21-300 и разведывательно-ударный БПЛА "Прорыв". Поздравляю яковлевцев с юбилеем!

На заставке – АС. Яковлев (справа) и механик Б.Н. Подлесный закрепляют шомпольным замком панели капота АИР-1. Во время создания этого самолета Яковлеву был всего 21 год.

sborka

АИР-1 еще без полотняной обшивки в центральном зале клуба Военно-воздушной академии, где проходила его сборка. До революции в этом здании размещался ресторан “Эльдорадо”. При работе над машиной Яковлеву приходилось сочетать должность главного конструктора с обязанностями слесаря-сборщика, бухгалтера, администратора и даже уборщика. Он и его товарищи работали вечерами и по выходным, ни о какой оплате труда речи не было. Постепенно Яковлев собрал вокруг себя группу энтузиастов, которые составили основу его КБ, либо в дальнейшем сформировали собственные конструкторские коллективы.

air-1-5

АИР-1 перед началом летных испытаний. Первоначально этот самолет назывался ВВА-3 в честь Военно-воздушной академии. Однако потом Яковлев решил переименовать его в АИР-1 в честь Алексея Ивановича Рыкова – тогдашнего главы советского правительства и руководителя Авиахима (Добровольное общество содействия авиации и химии, предшественник ДОСААФ), который оказал молодому авиаконструктору финансовую поддержку.

В ряде книг и статей встречалось утверждение, что Яковлев дал самолету инициалы Рыкова, поскольку тот якобы являлся его тестем. Однако это неправда. В 1927 году Яковлев еще не был женат, а его будущая жена – летчица-спортсменка Екатерина Медникова не имела с Рыковым никаких родственных связей. И хорошо, что не имела, поскольку в 1938 году Рыкова репрессировали как "врага народа".

Испытания АИР-1 показали устойчивость и управляемость машины, легкий взлет и простую посадку, неутомительное управление. Самолет мог стабильно лететь по прямой даже с брошенной ручкой. Он надежно держался на крутых виражах, не теряя высоты и не сваливаясь в штопор. Одним словом, первое изделие Яковлева обладало прекрасными для своего класса летными данными, несмотря на то, что сделал его самоучка, не имевший специального образования.

air-1-4

19 июля 1927 года летчик Юлиан Пионтковский установил на АИР-1 с бортовым кодовым обозначением R-RAIR мировой рекорд дальности и продолжительности полета для легкомоторных машин, пролетев без посадки 1420 километров от Севастополя до Москвы. Для этого двухместный самолет переделали в одноместный: вместо передней кабины установили дополнительный топливный бак, а вырез кабины закрыли фанерным обтекателем.

Достижение Пионтковского более чем в полтора раза перекрывало предыдущий мировой рекорд, установленный на самолете французской фирмы "Кодрон". Но, к сожалению, Советский Союз тогда еще не входил во Всемирную авиационную федерацию – FAI, поэтому рекорд АИР-1 не был официально зарегистрирован на международном уровне.

air-1-color
Сверху вниз: АИР-1 в своем первоначальном виде, он же после переделки в одноместную рекордную машину и второй экземпляр самолета – АИР-2 "Пионер". Этот аэроплан Яковлев построил на средства, собранные по подписке детской газетой "Пионерская правда". После его постройки Яковлев получил звание "почетный пионер" с правом ношения пионерского галстука.

titul

Подлинный экземпляр АИР-1 в Крсногорском музее истории техники Вадима Задорожного.
promo vikond65 14:54, sunday 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт предзаказ на мою книжку, которая должна выйти из печати примерно через неделю. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Бартини вот не был пиоэнером, не свезло... А уж Калинин-то...

Edited at 2017-05-12 06:36 am (UTC)
Разработки Бартини были для тогдашнего СССР слишком экстравагантны и футуристичны. А Калинину действительно не повезло. Ежовские костоломы перестарались, выбивая из него признание в "троцкистско-диверсионной деятельности". В результате он сошел с ума от пыток и стал бесполезен, поэтому его расстреляли.

Edited at 2017-05-12 01:33 pm (UTC)
Сейчас ОКБ им. А. С. Яковлева уже не сильно процветает. Две с половиной разработки самолетов и два беспилотника. Иркуту отдались от бедности, похоже. Текст про новые проекты на их сайте (http://www.yak.ru) - прям крик души: "Сегодня авиационную промышленность России трудно назвать процветающей отраслью. Разработка новых проектов ведется как "по заказу" (если сильно повезет), так и инициативно. Счастливыми можно назвать программы, которые финансируются. Но даже не финансируемые проекты разрабатываются с энтузиазмом, поскольку это путь к новому."
Кстати, откуда идет информация о БПЛА "Прорыв"? Сами яковлевцы называют только дистанционно - пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) «Эксперт» и «Альбатрос».

Edited at 2017-05-12 07:06 am (UTC)
Вопрос передовому человеку
А как фамилия еврея-конструктора,
который Як-3 создал,
пока А.С.Яковлев был зам. наркома?
Re: Вопрос передовому человеку
Кульман, наверное. Или Рейсфедер?
Re: Вопрос передовому человеку
Леон (Лев) Михайлович Шехтер, он был тогда у Яковлева главным компоновщиком, и нельзя сказать "он создал Як-3".
Немножко позанудствую :)
Если принять во внимание приведенные вами же боковые проекции - то на первой фотографии Яковлев и Подлесный закрывают капот "Пионера"
Человек выдающийся, но не однозначный, прямо скажем.
Поликарпова скушал, например.
Re: Человек выдающийся, но не однозначный, прямо скажем.
Это каким же образом?
Re: Человек выдающийся, но не однозначный, прямо скажем.
Якобы зажимал И-185, не давал его в серию пустить. Интригами. Ну и не выдержал Поликарпов подковёрной борьбы. Москалёв ещё в воспоминаниях писал, что Яковлев лично ему порекомендовал не соваться со своими проектами, куда не надо. Ну тут, возможно, Яковлев и прав был. Отдельно от Поликарпова, наверное не стоило так ослаблять крыло у Яков, на это тоже много нареканий в воспоминаниях лётчиков времён войны.