я

Курс — норд!

Современные действия России по укреплению своих военных позиций в Арктике заставляют вспомнить сегодняшнюю, точнее, уже вчерашнюю дату: 18 мая 1933 года началась секретная операция ЭОН (Экспедиция особого назначения) по переброске боевых кораблей Балтийского флота в Северный Ледовитый океан.

Группа кораблей в составе эсминцев "Урицкий" и "Рыков", строжевиков "Смерч" и "Ураган", подводных лодок "Декабрист" и "Народоволец", а также — нескольких судов обеспечения прошла по только что построенному и официально еще не введенному в эксплуатацию Беломорско-Балтийскому каналу. 20 июля вся эскадра благополучно достигла порта Сорока на берегу Белого моря. Сложно сказать, зачем понадобилась такая спешка, ведь войны в ближайшее время, вроде бы, не ожидалось. Но у тех, кто тогда принимали решения, теперь уже не спросишь.

Особой секретностью сопровождалась отправка подводных лодок.  Для их проводки по каналу были сооружены специальные деревянные баржи с высокими бортами и надстройками, полностью закрывающими корпуса и рубки субмарин. Вероятно, наличие у СССР подводных лодок, способных действовать в открытом океане, старались скрыть от потенциальных противников. Ведь раньше весь советский подводный флот базировался либо на Черном море, либо — в Финском заливе, а выход его оттуда на океанский простор невозможно было удержать в тайне от иностранных наблюдателей.

Чтобы эсминцы смогли пройти по относительно неглубокому каналу, их пришлось максимально облегчить, вплоть до снятия вооружения и части оборудования. Затем по цепочке шлюзов они преодолели Беломорско-балтийский водораздел, проходяший на высоте более 100 метров над уровнем моря. В Сороке эскадру вновь укомплектовали всем необходимым для боевой службы, а 5 августа она прибыла в Мурманск, где на ее основе была сформирована Северная военная флотилия — ядро будущего Северного флота. Таким образом, ЭОН продолжалась примерно два с половиной месяца.

В дальнейшем тем же маршрутом из Ленинграда и Кронштадта на Север переправили еще несколько эсминцев, сторожевых кораблей и более десятка подводных лодок. Подозреваю, что именно эти переброски и были главной целью строительства Беломорканала.

Shadowgraph_Dekabrist_class_I_series_submarine
Подводная лодка "Декабрист" - первенец подводных сил Северного флота.
177676050

"Декабрист" на Ладоге.
баржа

Спецбаржа для транспортировки подводных лодок по Беломорканалу.

urrizki

Эсминец "Урицкий" еще в Кронштадте.
uragan-obshhiy-vid
Сторожевой корабль "Ураган".

fde8da95987e

22 июля на пароходе "Товарищ Анохин" в порт Сорока по Беломорканалу прибыли товарищи Сталин, Ворошилов, Киров и Ягода. Там они осмотрели пришедшие двумя днями ранее корабли ЭОН. В честь этого эпохального события в Сороке был воздвигнут огромный монумент, простоявший до начала 1960-х годов.

5029-article-wide-preview

Слева руководитель и организатор ЭОН, а затем первый командир Северной военной флотилии З.А.Закупнев с женой и сыном. Справа первый командующий Северным флотом флагман 1-го ранга К.И. Душенов. Что характерно, оба оказались врагами народа. Закупнев расстрелян в 1937 году, а Душенов — в 1940-м.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Скорее всего опасались нервной реакции той же Финляндии. Или даже Норвегии.
Без флота на Северном Ледовитом она вполне могла устроить конфликт из-за какого-нибудь месторождения кильки.
Ну и, разумеется, канал имел народо-хозяйственное назначение, это же не последний канал, прокопанный при Сталине.
У Беломора, в отличие от канала имени Москвы и Волго-донского канала, народнохозяйственное значение - незначительно. Я где-то читал, что при расчетной пропускной способности 8,5 миллионов тонн в год, реальный грузооборот составлял в среднем порядка одного миллиона.
Миллион - это порядка 500 рейсов пароходов. Поездов мб больше 2 тыс выйдет.
500 рейсов за 365 дней это очень мало, меньше полутора рейсов в сутки. А по сравнению с каналом Москва-Волга - вообще мизер. По нему за час больше проходит.
Ну в общем он для межтеатрового маневра и строился. И ещё Норвегия чудила на севере по всякому как раз в двадцатые тридцатые, с появлением Сфл быстро унялись и договор за Грумант подписали
В принципе весь 613 проект из Сормовская после войны на СФ и ТОФ прошел через ББК. Хорошо это А.П. Михайловский описывал.