Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

И летели в воду самураи...



20 июня 1944 года завершилась двухдневная битва в Филиппинском море, она же - битва у Марианских островов - крупнейшее в истории сражение авианосных эскадр и одновременно - лебединая песня японской палубной авиации. Адмирал Дзисабуро Озава вступил в него с пятью тяжелыми и четырьмя легкими авианосцами, на которых базировалось 450 палубных истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев. Адмирал Нагумо, разгромивший Перл-Харбор, обладал более скромными силами.

Однако уже через двое суток у Озавы не осталось самолетов, а три из пяти его тяжелых авианосцев лежали на дне Тихого океана. Потери выглядели катастрофично, но еще хуже было осознание того, что сотни японских летчиков и тысячи моряков погибли напрасно: ни одного американского корабля им утопить не удалось. Не помогло даже то, что они первыми обнаружили противника и нанесли удар, когда янки еще не знали, где находится вражеский флот.

В воздушных боях японцы продемонстрировали полную беспомощность перед американскими истребителями F6F "Хеллкэт" и их хорошо подготовленными пилотами. Из первой ударной волны в 68 самолетов 42 были сбиты ценой потери всего одного "Хеллкэта". А те, кто сумели прорваться сквозь истребительный заслон, в большинстве своем промахнулись. Лишь одна бомба попала в линкор "Южная Дакота", нанеся ему незначительные повреждения.

Разгром второй волны был еще более впечатляющим: из 107 самолетов 70 сбили истребители и 27 - корабельные зенитчики, впервые применившие снаряды с радиовзрывателями. Только 10 машин вернулись из полета. Результат - одно торпедное попадание в авианосец "Энтерпрайз", который остался на плаву и сохранил боеспособность.

В третьей атаке участвовали 47 самолетов. Большинству из них удалось избежать перехвата (американские летчики сбили "всего лишь" семь машин), но прорвавшиеся бомбили неточно. Ни одна из сброшенных ими бомб и торпед в цель не попала.

Наконец, в последнем налете принимало участие 82 самолета, Он оказался столь же провальным: большинство японских экипажей просто не смогло обнаружить цели. Только одна девятка пикировщиков наткнулась на авианосец "Уосп", но патрулировавшие над кораблем перехватчики сбили восемь из них еще на подходе, а девятый - промахнулся и чуть позже тоже был сбит.

Остальные долго блуждали над океаном, пока не выработали топливо, а потом отправились на близлежащий остров Гуам, так как для возвращения на авианосцы бензина уже не оставалось. Но над Гуамом барражировали "Хеллкэты", которые напали на японцев, садившихся с пустыми баками, и сбили 30 машин, а еще 40 - расстреляли уже на земле. Один из американских участников этого погрома позже язвительно сострил: "это напоминало старую-добрую охоту на индеек".



Тем временем, американские субмарины торпедировали и утопили авианосцы "Сёкаку" и "Тайхо", вместе с которыми затонуло более 100 палубных самолетов. Общий итог дня для японцев прозвучал как похоронный марш: потеряно два авианосца и более 350 самолетов с практически нулевым результатом. Американцы потеряли в воздушных боях и при аварийных посадках всего 23 истребителя.

Фактически сражение американцы уже выиграли, причем - с почти "сухим" счетом, но на следующий день командующий флотом США адмирал Спрюэнс, узнав, что воздушные разведчики наконец-то отыскали эскадру Озавы, решил закрепить успех и отправил 77 пикировщиков и 54 торпедоносца под охраной 85 истребителей в атаку на уцелевшие японские авианосцы.

Это был большой риск, так как приближались сумерки, а большинство американских пилотов не имело опыта ночных посадок. И все же, адмирал решил, что игра стоит свеч, поскольку за ночь японское соединение могло скрыться в неизвестном направлении. Риск оказался оправданным. Несмотря на отчаянное противодействие последних тридцати пяти оставшихся у Озавы истребителей, американцы ценой потери 20 самолетов утопили еще один тяжелый авианосец "Хийё" и два танкера-топливозаправщика, а также - нанесли тяжелые повреждения авианосцам "Дзуйкаку", "Дзуньё", "Рюйхо" и "Тиёда". В воздушных боях и на разбомбленных авианосцах японцы потеряли еще более 100 самолетов, то есть, вся палубная авиация, с которой Озава вступил в бой, была уничтожена.

Финал сражения оказался для американцев наиболее драматичным. Как и предполагалось, очень многие летчики не смогли сесть в темноте. Они бились об палубы, врезались в надстройки и в ранее севшие машины или промахивались мимо авианосцев и падали в воду. Некоторые, перепутав крейсера и линкоры с авианосцами, пытались сесть на них, но, разумеется, это заканчивалось катастрофами. Всего той ночью разбилось или утонуло 80 машин, при этом погибло 38 пилотов, штурманов и воздушных стрелков.



Всего же победа в Филиппинском море обошлась американцам в 109 погибших. Японцы потеряли убитыми и пропавшими без вести 2987 человек. Суммарные потери в авиатехнике у американцев составляли 123 самолета, а у японцев, - около 450.

До капитуляции Японии оставалось более года, но сражение у Марианских островов наглядно показало, что войну на море и в воздухе империя Ямато уже проиграла. Она больше не могла противостоять набравшей максимальные обороты американской военной машине. И теперь ей оставалось либо признать поражение, либо изо всех сил оттягивать неизбежную развязку за счет слепого фанатизма и бесполезного самопожертвования своих подданных. Японская правящая элита, как известно, выбрала второй вариант, который обошелся стране в полтора миллиона погибших, разрушенную экономику и десятки сожженных городов.





Авианосцы "Тайхо", "Сёкаку" и "Хийё", погибшие в сражении у Марианских островов.



"Хеллкэт" стартует с палубы авианосца. Для этого с виду громоздкого и неуклюжего истребителя сражение в Филиппинском море стало его звездным часом. Соотношение потерь в воздушных боях между "Хеллкэтами" и японскими самолетами 19-20 июня 1944 года составляло примерно 1:10.



"Хеллкэты" на палубе авианосца "Хорнет".



Живучая машина: заделанные и зашпаклеванные пулевые пробоины в фюзеляже "Хеллкэта".



Американские палубные пикировщики SB2C "Хеллдайвер" и торпедоносцы TBF "Эвенджер".



Сбитый японский пикировщик D3A "Вэл".
Tags: ВВС, Вторая мировая, История, США, Япония, авиация, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто же трубу взорвал?

    Сегодня исполнился ровно год со дня одного из самых громких, резонансных и загадочных терактов последних лет - подрыва балтийских подводных…

  • Это есть наш последний и решительный бой...

    Ровно 105 лет назад, 26 сентября 1918 года, армии Англии, Франции и США начали последнее наступление на Германию в ходе Первой мировой войны.…

  • Ногою твердой встав при море...

    Ровно 240 лет тому назад, 26 сентября 1783 года, на судоверфи русского города Херсон был торжественно спущен на воду первый линейный корабль…

promo vikond65 октябрь 30, 2012 13:17 387
Buy for 50 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Кто же трубу взорвал?

    Сегодня исполнился ровно год со дня одного из самых громких, резонансных и загадочных терактов последних лет - подрыва балтийских подводных…

  • Это есть наш последний и решительный бой...

    Ровно 105 лет назад, 26 сентября 1918 года, армии Англии, Франции и США начали последнее наступление на Германию в ходе Первой мировой войны.…

  • Ногою твердой встав при море...

    Ровно 240 лет тому назад, 26 сентября 1783 года, на судоверфи русского города Херсон был торжественно спущен на воду первый линейный корабль…