я

Разгром

8

В дополнение к предыдущей заметке приведу несколько цифр, взятых из монографии Михаила Тимина "Огненное крещение сталинских соколов", напечатанной в спецвыпуске журнала "Авиапарк".

К утру 22 июня 1941 года в составе ВВС Северо-Западного фронта насчитывалось восемь истребительных авиаполков (сокращенно - ИАП) первой линии, а в их составе - 414 истребителей, в том числе 136 новеших МиГ-1 и МиГ-3.
К исходу этого дня в 10-м ИАП осталось 25 самолетов из 58.
В 15-м ИАП - 26 из 88.
В 31-м ИАП - 12 из 65.
В 42-м ИАП - 11 из 79.
В 148-м ИАП - 27 из 68.
В 237-м ИАП - 3 из 13*
В 238-м ИАП - 6 из 30*
В 240-м ИАП - 7 из 13*
* полки находились в стадии формирования и к началу войны имели неполный комплект самолетов.

Суммируя цифры, получаем, что за один день было безвозвратно потеряно 324 истребителя из 414. Немцы заплатили за это четырьмя истребителями Bf-109F и двумя бомбардировщиками Ju-88. Таким образом, соотношение потерь составляло 1:54 в пользу Люфтваффе. А если к нему добавить еще и потери фронта в бомбардировочной и штурмовой авиации, то оно возрастет примерно до 1:100.

При этом нельзя сказать, что наши летчики не пытались сопротивляться. За день истребители Северо-Западного фронта совершили порядка 700 боевых вылетов и провели несколько десятков воздушных боев. Но результатом этих боев стало уничтожение всего двух "мессершмиттов" и двух "юнкерсов" ценой потери 20 самолетов. Причем оба "мессера" - на счету 42-го ИАП, вооруженного "Чайками". МиГ-1 и МиГ-3 ни одного самолета не сбили.

Еще примерно 50 советских истребителей разбились в авариях и катастрофах (возможно, часть из них была вызвана боевыми повреждениями), а абсолютное большинство потерь пришлось на самолеты, уничтоженные при авианалетах или оставленные на аэродромах при поспешной эвакуации из-за повреждений, неисправностей, либо - из-за нехватки летного персонала. Таков был первый итог многолетней подготовки к "хорошей войне" в зеркале одного из фронтов.

На заставке и внизу - снимки, сделанные немцами на захваченных в начале войны советских аэродромах.

ullstein_high_00195656
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
На последнем фото- целый ряд неповрежденных самолетов, доставшихся врагу.
Обычно самое важное военное имущество при отступлении уничтожали.
А в этом случае - нет.

Конечно, самолет- не винтовка, не арторудие, и даже не танк, использовать его куда как сложнее.
Но исключить возможности того, что самолеты будут использоваться против советских войск, нельзя.
Если Вы внимательно посмотрите на фото, то увидите, что на нем И-16 тип 5, которые в 1941 году никто бы боевыми машинами уже бы не назвал... одна из них так вообще УТИ...
Видимо при эвакуации, имеющийся лётный состав вылетел на всем представляющим боевую ценность на тот момент, а вот это вот все просто оставили...
Понятно, что техника устаревшая.
тем не менее использовать ее вполне себе можно, хотя бы даже в учебных или там в вспомогательных целях.
"Ночные ведьмы" даже на фанерных самолетах могли шороху наводить.
А тут - никак не фанера.
Да и взорвать их было бы не сложно, дел на полдня: получить взрывчатку, команду саперов, и - всё.
Даже не обязательно взрывать, достаточно сжечь. Никаких саперов и взрывчатки для этого не нужно, а бензин на аэродроме есть всегда.
Ну в общем, не все всегда так просто. Вспомните хотя бы по описаниям Покрышкина, как оперировали аэродромы в первые дни войны. (или того же Рюделя - там 44 и с другой стороны, но все же)...А в Белоруссии немцы в окрестности аэродромов уже иногда в первый день выходили. Когда счет идет на минуты, приоритеты расставляются по другому- важнее заправить и обеспечить самолеты, вывести исправное и важное, а уже потом заниматься взрывчаткой или сжиганием.
Кстати, не факт, что бензина было постоянно много- немцы целенаправленно попадали ёмкости с топливом, а подвоз занимает время и часто просто невозможен... тоже ограниченный ресурс.

Ой, да ладно, чтобы сжечь самолет, достаточно пары литров бензина, в нем самом есть чему гореть. А можно обойтись и без этого, в баках всегда есть остатки топлива. Засунул в заправочную горловину фитиль из тряпки, поджег - и все дела, через пару минут самолета нет.
Вспоминаю описание североафриканских боевых действий: танки Роммеля стремительно выходят к тыловым английским базам, на многих есть и танки, и орудия, и боеприпасы. Личный состав баз, уже в пределах немецкой стрельбы, мечется с канистрами, поливая керосином что возможно, и стремясь обеспечить пожар помасштабнее...
У нас всё было гораздо хуже. Согласно немецким данным, в 1941 году Вермахт захватил порядка 14 тысяч советских танков, из них примерно 12 тысяч - пригодных к восстановлению и около трех тысяч - в исправном состоянии.
Верно. Советские противотанковые пушки в итоге оказывались в той же Африке, и неплохо действовали против английских танков.
Вот кстати, Вячеслав, может вы знаете куда немцы все эти танки дели? Переплавили? Вот это множество Т-26 и БТ? А с самолетами захваченными как поступили? В них же только двигатель из металла? В лом?
Вообще-то, любое военное имущество, которое невозможно эвакуировать при отступлении, полагается уничтожать, а не просто оставлять.
С поправкой на «исправное». Но мучают меня сомнения в исправности ишаков пятого типа к 1941 года. Да и соседство явно повреждённого пушечный огнём самолета на первом плане фотографии, тоже намекает...
Любое, в том числе - неисправное, но в принципе пригодное к восстановлению.
Только не всегда возможно. Или противник слишком быстро наступает, или нечем. Например, танк расстрелявший БК и без топлива, сложно полностью сломать. Разве что насыпать песка в движок и порезать все шланги - но опять, это на время.

Как правило, большая часть техники подлежит восстановлению - у нас, немецкая из Корсунь-Шевченковского котла, английская под Дюнкерком, арабская техника в Израиле, американская во Вьетнаме и т.д.

А что не совсем исправно - перепиливают в нечто иное: наши СУ-76И, СГ-122, немецкие САУ на французском шасси и с нашими пушками, югославские самоходки с ПаК-40 и т.д.
Сравнивать самолет с танком - это круто. Вы бы его еще с рельсом сравнили или с наковальней. :)
Какая проблема - в том, чтобы сжечь самолет на его собственном бензине, который всегда остается в баках?