я

Разгром

8

В дополнение к предыдущей заметке приведу несколько цифр, взятых из монографии Михаила Тимина "Огненное крещение сталинских соколов", напечатанной в спецвыпуске журнала "Авиапарк".

К утру 22 июня 1941 года в составе ВВС Северо-Западного фронта насчитывалось восемь истребительных авиаполков (сокращенно - ИАП) первой линии, а в их составе - 414 истребителей, в том числе 136 новеших МиГ-1 и МиГ-3.
К исходу этого дня в 10-м ИАП осталось 25 самолетов из 58.
В 15-м ИАП - 26 из 88.
В 31-м ИАП - 12 из 65.
В 42-м ИАП - 11 из 79.
В 148-м ИАП - 27 из 68.
В 237-м ИАП - 3 из 13*
В 238-м ИАП - 6 из 30*
В 240-м ИАП - 7 из 13*
* полки находились в стадии формирования и к началу войны имели неполный комплект самолетов.

Суммируя цифры, получаем, что за один день было безвозвратно потеряно 324 истребителя из 414. Немцы заплатили за это четырьмя истребителями Bf-109F и двумя бомбардировщиками Ju-88. Таким образом, соотношение потерь составляло 1:54 в пользу Люфтваффе. А если к нему добавить еще и потери фронта в бомбардировочной и штурмовой авиации, то оно возрастет примерно до 1:100.

При этом нельзя сказать, что наши летчики не пытались сопротивляться. За день истребители Северо-Западного фронта совершили порядка 700 боевых вылетов и провели несколько десятков воздушных боев. Но результатом этих боев стало уничтожение всего двух "мессершмиттов" и двух "юнкерсов" ценой потери 20 самолетов. Причем оба "мессера" - на счету 42-го ИАП, вооруженного "Чайками". МиГ-1 и МиГ-3 ни одного самолета не сбили.

Еще примерно 50 советских истребителей разбились в авариях и катастрофах (возможно, часть из них была вызвана боевыми повреждениями), а абсолютное большинство потерь пришлось на самолеты, уничтоженные при авианалетах или оставленные на аэродромах при поспешной эвакуации из-за повреждений, неисправностей, либо - из-за нехватки летного персонала. Таков был первый итог многолетней подготовки к "хорошей войне" в зеркале одного из фронтов.

На заставке и внизу - снимки, сделанные немцами на захваченных в начале войны советских аэродромах.

ullstein_high_00195656
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Вспоминаю описание североафриканских боевых действий: танки Роммеля стремительно выходят к тыловым английским базам, на многих есть и танки, и орудия, и боеприпасы. Личный состав баз, уже в пределах немецкой стрельбы, мечется с канистрами, поливая керосином что возможно, и стремясь обеспечить пожар помасштабнее...
У нас всё было гораздо хуже. Согласно немецким данным, в 1941 году Вермахт захватил порядка 14 тысяч советских танков, из них примерно 12 тысяч - пригодных к восстановлению и около трех тысяч - в исправном состоянии.
Верно. Советские противотанковые пушки в итоге оказывались в той же Африке, и неплохо действовали против английских танков.
Угу, так же как русские пушки из Новогеоргиевска уже в 1915 году оказались на западном фронте и неплохо действовали против французов.
Вот кстати, Вячеслав, может вы знаете куда немцы все эти танки дели? Переплавили? Вот это множество Т-26 и БТ? А с самолетами захваченными как поступили? В них же только двигатель из металла? В лом?
Некоторые трофейные танки они использовали, но мало, из-за проблем с боеприпасами, запчастями и горючим (в Германии был перманентный дефицит дизельного топлива). А в основном - да, в переплавку. Или просто оставляли в тех местах, где они были подбиты. Наши при наступлении в 44 году находили много таких жертв первых боев, но ремонтировать их уже не имело смысла.
С самолетами немцы поступали аналогично, поскольку ТТХ советских машин их не устраивали, плюс те же заморочки с запчастями и боеприпасами. К тому же, у них просто не было "лишних" пилотов.