я

Разгром

8

В дополнение к предыдущей заметке приведу несколько цифр, взятых из монографии Михаила Тимина "Огненное крещение сталинских соколов", напечатанной в спецвыпуске журнала "Авиапарк".

К утру 22 июня 1941 года в составе ВВС Северо-Западного фронта насчитывалось восемь истребительных авиаполков (сокращенно - ИАП) первой линии, а в их составе - 414 истребителей, в том числе 136 новеших МиГ-1 и МиГ-3.
К исходу этого дня в 10-м ИАП осталось 25 самолетов из 58.
В 15-м ИАП - 26 из 88.
В 31-м ИАП - 12 из 65.
В 42-м ИАП - 11 из 79.
В 148-м ИАП - 27 из 68.
В 237-м ИАП - 3 из 13*
В 238-м ИАП - 6 из 30*
В 240-м ИАП - 7 из 13*
* полки находились в стадии формирования и к началу войны имели неполный комплект самолетов.

Суммируя цифры, получаем, что за один день было безвозвратно потеряно 324 истребителя из 414. Немцы заплатили за это четырьмя истребителями Bf-109F и двумя бомбардировщиками Ju-88. Таким образом, соотношение потерь составляло 1:54 в пользу Люфтваффе. А если к нему добавить еще и потери фронта в бомбардировочной и штурмовой авиации, то оно возрастет примерно до 1:100.

При этом нельзя сказать, что наши летчики не пытались сопротивляться. За день истребители Северо-Западного фронта совершили порядка 700 боевых вылетов и провели несколько десятков воздушных боев. Но результатом этих боев стало уничтожение всего двух "мессершмиттов" и двух "юнкерсов" ценой потери 20 самолетов. Причем оба "мессера" - на счету 42-го ИАП, вооруженного "Чайками". МиГ-1 и МиГ-3 ни одного самолета не сбили.

Еще примерно 50 советских истребителей разбились в авариях и катастрофах (возможно, часть из них была вызвана боевыми повреждениями), а абсолютное большинство потерь пришлось на самолеты, уничтоженные при авианалетах или оставленные на аэродромах при поспешной эвакуации из-за повреждений, неисправностей, либо - из-за нехватки летного персонала. Таков был первый итог многолетней подготовки к "хорошей войне" в зеркале одного из фронтов.

На заставке и внизу - снимки, сделанные немцами на захваченных в начале войны советских аэродромах.

ullstein_high_00195656
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Насколько я понимаю, приведённый список содержит потери, посчитанные "интегрально".
Вот интересно - какая часть этих самолётов была уничтожена не в воздушных боях, а в результате бомбардировок и даже артобстрелов?
Ну и нижние снимки тоже красноречивы. Стремительное наступление и захват практически целой матчасти. Которая тоже переходила в разряд безвозвратных потерь.
Это невозможно установить, поскольку повреждения при налетах не документировались, просто не было времени. Известно, что более 200 истребителей ВВС Северо-западного фронта в первый день войны были оставлены на аэродромах и захвачены немцами. Но неизвестно, сколько из них имело фатальные повреждения, сколько - более легкие, либо вообще не имело боевых повреждений.
Так в том-то всё и дело, что установить невозможно уже!
То есть если вычленить потери сторон именно в воздушных боях - то соотношение будет уже совсем иным.
Задача истребительной авиации заключается в недопущении успешных действий вражеской ударной авиации и обеспечении успешных действий собственной ударной авиации. Соотношение потерь в воздушных боях тут - вторично, впрочем, оно тоже было далеко не в нашу пользу.
Но в задачу истребительной авиации не входит непосредственная защита собственных аэродромов базирования от всех видов боевого воздействия, в том числе - от артобстрелов и прорвавшихся танковых колонн.
То есть, как это не входит? Защита собственных аэродромов от вражеской авиации - одна из основных задач ИА. К сожалению. в первый день войны наши истребители с этой задачей не справились.
А что касается обстрелов и танковых колонн, ни одного самолета СЗФ они 22.06.41 года не уничтожили. Точнее, возможно, что-то они уничтожили, но только на уже покинутых нашими авиачастями аэродромах.
От авиации- да, согласен, нечётко сформулировал.
Но опять же крайняя фотография - стройные ряды "ишачков", практически неповреждённых. Скорее всего, судя по ровному строю, даже не пытавшихся взлететь.
Вероятно - стремительное наступление сухопутных войск, обход и необходимость экстренной эвакуации личного состава.
Это они выглядят неповрежденными, а на деле там может быть что угодно. Простейший пример: самолет с пробитой пулей или осколком покрышкой колеса. Казалось бы - ерунда, ремонт на полчаса, но если на аэродроме нет запасных колес, то при срочной эвакуации такой самолет - обречен, взлететь он не сможет.
Или еще один пример: самолеты в полном порядке, но ВПП - изрыта воронками. Закапывать - некогда, немцы на подходе. И получается, что этим исправным самолетам - хана, ни один не взлетит.