я

Разгром

8

В дополнение к предыдущей заметке приведу несколько цифр, взятых из монографии Михаила Тимина "Огненное крещение сталинских соколов", напечатанной в спецвыпуске журнала "Авиапарк".

К утру 22 июня 1941 года в составе ВВС Северо-Западного фронта насчитывалось восемь истребительных авиаполков (сокращенно - ИАП) первой линии, а в их составе - 414 истребителей, в том числе 136 новеших МиГ-1 и МиГ-3.
К исходу этого дня в 10-м ИАП осталось 25 самолетов из 58.
В 15-м ИАП - 26 из 88.
В 31-м ИАП - 12 из 65.
В 42-м ИАП - 11 из 79.
В 148-м ИАП - 27 из 68.
В 237-м ИАП - 3 из 13*
В 238-м ИАП - 6 из 30*
В 240-м ИАП - 7 из 13*
* полки находились в стадии формирования и к началу войны имели неполный комплект самолетов.

Суммируя цифры, получаем, что за один день было безвозвратно потеряно 324 истребителя из 414. Немцы заплатили за это четырьмя истребителями Bf-109F и двумя бомбардировщиками Ju-88. Таким образом, соотношение потерь составляло 1:54 в пользу Люфтваффе. А если к нему добавить еще и потери фронта в бомбардировочной и штурмовой авиации, то оно возрастет примерно до 1:100.

При этом нельзя сказать, что наши летчики не пытались сопротивляться. За день истребители Северо-Западного фронта совершили порядка 700 боевых вылетов и провели несколько десятков воздушных боев. Но результатом этих боев стало уничтожение всего двух "мессершмиттов" и двух "юнкерсов" ценой потери 20 самолетов. Причем оба "мессера" - на счету 42-го ИАП, вооруженного "Чайками". МиГ-1 и МиГ-3 ни одного самолета не сбили.

Еще примерно 50 советских истребителей разбились в авариях и катастрофах (возможно, часть из них была вызвана боевыми повреждениями), а абсолютное большинство потерь пришлось на самолеты, уничтоженные при авианалетах или оставленные на аэродромах при поспешной эвакуации из-за повреждений, неисправностей, либо - из-за нехватки летного персонала. Таков был первый итог многолетней подготовки к "хорошей войне" в зеркале одного из фронтов.

На заставке и внизу - снимки, сделанные немцами на захваченных в начале войны советских аэродромах.

ullstein_high_00195656
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Это невозможно установить, поскольку повреждения при налетах не документировались, просто не было времени. Известно, что более 200 истребителей ВВС Северо-западного фронта в первый день войны были оставлены на аэродромах и захвачены немцами. Но неизвестно, сколько из них имело фатальные повреждения, сколько - более легкие, либо вообще не имело боевых повреждений.
Так в том-то всё и дело, что установить невозможно уже!
То есть если вычленить потери сторон именно в воздушных боях - то соотношение будет уже совсем иным.
Задача истребительной авиации заключается в недопущении успешных действий вражеской ударной авиации и обеспечении успешных действий собственной ударной авиации. Соотношение потерь в воздушных боях тут - вторично, впрочем, оно тоже было далеко не в нашу пользу.
Но в задачу истребительной авиации не входит непосредственная защита собственных аэродромов базирования от всех видов боевого воздействия, в том числе - от артобстрелов и прорвавшихся танковых колонн.
То есть, как это не входит? Защита собственных аэродромов от вражеской авиации - одна из основных задач ИА. К сожалению. в первый день войны наши истребители с этой задачей не справились.
А что касается обстрелов и танковых колонн, ни одного самолета СЗФ они 22.06.41 года не уничтожили. Точнее, возможно, что-то они уничтожили, но только на уже покинутых нашими авиачастями аэродромах.
От авиации- да, согласен, нечётко сформулировал.
Но опять же крайняя фотография - стройные ряды "ишачков", практически неповреждённых. Скорее всего, судя по ровному строю, даже не пытавшихся взлететь.
Вероятно - стремительное наступление сухопутных войск, обход и необходимость экстренной эвакуации личного состава.
Это они выглядят неповрежденными, а на деле там может быть что угодно. Простейший пример: самолет с пробитой пулей или осколком покрышкой колеса. Казалось бы - ерунда, ремонт на полчаса, но если на аэродроме нет запасных колес, то при срочной эвакуации такой самолет - обречен, взлететь он не сможет.
Или еще один пример: самолеты в полном порядке, но ВПП - изрыта воронками. Закапывать - некогда, немцы на подходе. И получается, что этим исправным самолетам - хана, ни один не взлетит.