я

Дело Делянова

475089

Ровно 130 лет назад, 30 июня 1887 года (по новому стилю) император Александр-III высочайше утвердил печально знаменитый циркуляр "О сокращении гимназического образования", составленный министром народного просвещения (хотя, правильнее было бы назвать его "министром народного затемнения") графом Иваном Давидовичем Деляновым. На следующий день документ был опубликован, вызвав, мягко говоря, неоднозначную реакцию.

В циркуляре, адресованном директорам учебных заведений, предписывалось "освободить гимназии и прогимназии (гимназии начального уровня с четырехлетним циклом обучения) от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и тому подобных людей, детям которых, за исключением, разве что, одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к высшему и среднему образованию".

В том же циркуляре содеражлись пункты "о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий", а также - о предоставлении министру народного просвещения (то есть - самому Делянову) права повышать плату за прослушивание лекций в высших учебных заведениях "не ограничиваясь ныне установленной 50-рублевой нормой".

Таким образом, Российская Империя стала единственной европейской страной, которая в конце XIX века ввела административный барьер ограничивающий доступ к образованию. Надо заметить, что циркуляр прямо противоречил действовавшему в России закону от 30 июля 1871 года, запрещавшему какие-либо сословные, религиозные или имущественные ограничения приема в учебные заведения. Однако это не помешало самодержцу его подписать и ввести в действие.

Циркуляр действовал 13 лет и был отменен уже при новом монархе, в 1900 году. На заставке - "парадный" портрет Делянова, а также - карикатура на него и его заместителя М.С. Волконского, которая, разумеется, не была опубликована. Кстати, Волконский был сыном декабриста С.Г. Волконского, но уродился явно не в папу и в конце XIX века считался в России одним из выдающихся реакционеров и мракобесов.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Интересно - чем было вызвано и как мотивировано данное решение?
Как писал сам Делянов, он руководствовался "заботой об улучшении состава учеников".
И все? Что же, даже экономию бюджетных средств не попытался упомянуть в качестве обоснования?
У хоть 5 классов можно было оставить, чтоб ну разобраться ху из ху.
Было много выпускников из числа низших классов, не находивших себе занятий и в итоге в том числе пополнявших ряды смутьянов.
Делянов, правда, решил проблему топором, и то криво.

Стране нужен был миллион качественных слесарей, а не куча непристроенных гимназистов в отставке. Но этот циркуляр сам по себе проблемы не решил.
Вот и хотелось бы узнать, как мотивировал это решение сам Делянов для Александра III и почему последний с ним согласился.
А то фраза "о предоставлении министру народного просвещения (то есть - самому Делянову) права повышать плату за прослушивание лекций в высших учебных заведениях "не ограничиваясь ныне установленной 50-рублевой нормой"." заставляет предположить, что по факту решили просто поэкономить бюджетные средства, сперва отрезав наименее платежеспособный контингент, а потом подняв плату за обучение для оставшихся.

И кстати, если в основе была серьезная проблема с выпускниками-смутьянами, то куда она подевалась к 1900 году, когда этот циркуляр был отменен?
во-первых, он критиковался со всех сторон, и по факту не соблюдался, так что сочли за благо отменить по тихому
во-вторых, за это время была развернуты параллельные системы реальных, коммерческих, уездных-городских и ремесленных училищ, где образование было ближе к жизни и помогало получить профессию и социализироваться, но не давало напрасных надежд

вы поймите, проблема была отрефлексирована, но циркуляр - это была попытка решить в лоб и предотвратить развитие ситуации в негативном направлении методом "тащщить и не пущщать"
попытка не удалась, царский режим с этим циркуляром сам себя высек
Делянов просто держал свой длинный нос по ветру и знал отношение императора к "быдлу".
Когда Александру-III сообщили о том, что некая крестьянка Ананьева готовит своего сына к поступлению в гимназию (крестьянка, очевидно, далеко не бедная, поскольку обучение в гимназиях было платным), царь соблаговолил начертать резолюцию: "Какой ужас! Мужик лезет в гимназию!" И это была не шутка.

Edited at 2017-06-30 04:29 pm (UTC)
Где-то встречал, что циркуляр касался именно гимназий, но не затрагивал реальных училищ, которые как раз и должны были готовить слесарей. Да, это довольно топорный способ перенаправить детей низших классов в промышленность, ограничив в гуманитарке.
Фишка еще и в том, что выпускников реальных училищ не принимали в университеты и не брали в чиновники, для этого требовалось гимназическое образование.
То есть "подлые сословия", составлявшие более 90% населения империи, отсекались от возможности участвовать в управлении государством. Это средневековье в чистом виде.
>и не брали в чиновники, для этого требовалось гимназическое образование.


Брали - но без университетского курса или сдачи экзамена на классный чин в программе университета можно было подняться только до 9 класса. На 8й - сдавай или в "горячую точку" (был такой технический термин - "Кавказские ассесоры" - три года гражданской службы в округе на "особом положении" и ты в 8м классе из 9го без экзамена.



Edited at 2017-06-30 07:48 pm (UTC)
Во времена Александра третьего уже не было никаких "кавказских асессоров". Да и вообще, это исключение, которое не опровергает правило.
А 9-й класс это всего лишь уровень штабс-капитана или лейтенанта.
Так и есть. Идея благая, но пропагандистки получилось неудобно
Емнип Александру III доставили список очередных революционеров из числа студентов-гимназистов, и там было указано их происхождение - большинство составили именно дети разночинцев.