я

Фанерный солдат

y5-2

Ровно 75 лет назад, 6 июля 1942 года, впервые поднялся в воздух истребитель Як-7ДИ - вариант истребителя Як-7 с металлическими лонжеронами крыла (все остальные элементы каркаса и обшивка делались из дерева) и двумя дополнительными крыльевыми бензобаками. Вряд ли разработчики и испытатели этой машины предполагали, что она станет наиболее распространенным советским истребителем Великой Отечественной войны, да и вообще - самым массовым истребителем за всю историю Советского Союза.

Як-7ДИ пошел в серию под обозначением Як-9. Он выпускался в течение трех лет на трех авиазаводах, а общий объем производства составил 16769 экземпляров. К середние 1944 года истребителей Як-9 (включая модификации Як-9Т, Як-9Д и Як-9ДД) на советско-германском фронте было больше, чем всех остальных советских истребителей, вместе взятых.

При этом нельзя сказать, что самолет обладал какими-то особо выдающимися характеристиками (см. график), а его вооружение было довольно слабым - всего одна 20-миллиметровая пушка и один крупнокалиберный пулемет. Боевая живучесть и эксплуатационная долговечность конструкции тоже оставляли желать лучшего: чтобы нанести "девятке" фатальные повреждения обычно хватало всего одного-двух попаданий из немецкой авиапушки в любую часть самолета.

Однако Як-9 оптимально подходил для советских условий производства и для основной массы советских пилотов с невысоким уровнем летной подготовки, которые ценили его за простоту пилотирования. Ведь это был прямой наследник двухместного учебного самолета Як-7. Я не припомню другого подобного случая в истории мировой авиации, когда столь массовая боевая машина создавалась бы на базе "летающего тренажера". Однако для тогдашних советских ВВС это было именно то, что нужно.

Впрочем, надо заметить, что, насмотря на массовость "девятки", никто из пяти ведущих советских асов на ней не воевал. А из десятки лучших только один - А.В. Ворожейкин закончил войну на этой машине. На заставке - Як-9 на аэродроме ЛИИ ВВС в Жуковском.



413090_original

Одним из воевавших на Як-9 был мой дед - майор Ф.Н. Черемухин. В августе 1945 года он совершил на этой машине 12 боевых вылетов на штурмовку японских укреплений и железнодорожных объектов в Маньчжурии.

44-1
Реконструкция внешности истребителя Як-9М майора Черемухина. Рисунок С. Вахрушева.



   
promo centercigr 16:00, вчера 4
Buy for 30 tokens
Как бы не складывалась политическая обстановка на Донбассе, обычные бойцы продолжают защищать Новороссию. Наш центр CIGR, совместно с МОО Вече продолжает оказывать помощь раненым в результате боевых действий на Донбассе. Сейчас Ваша помощь требуется Сергею Терехову, позывной "Малой",…

А точно 20 мм - это пушка? Вроде как советские пушки начнаются с 23 мм? И - для ЛЮБОГО истребителя тех времен хватало 1-2х попаданий авиапушки. Да и сейчас, полагаю, так же. Или даже хуже. Ввиду возросших скоростей

> А точно 20 мм - это пушка?

Да. Это была ШВАК.

> И - для ЛЮБОГО истребителя тех времен хватало 1-2х попаданий авиапушки

Таки да:) Хотя металлическая конструкция более стойка к повреждениям, чем деревянная.
Мне кажется, что у самолёта на фотографии из кока винта торчит не ствол пушки, а храповик для аэродромного стартёра.
Да, именно так. Через кок винта проходили только пушки у "тяжёлых" модификаций с 37 или 45мм. пушками.
Опять я влезаю с нехорошими комментариями, но... покажите, плз., на фото самолёта Вашего деда фанерные детали, плз.

Модификация Як-9У, пошедшая в серию в 44, получила на фронте прозвище "Убивец", обладая НЕПРЕВЗОЙДЁННЫМИ (на востоке) на тот момент лётными качествами на средних и низких высотах, где происходило подавляющее большинство боёв на советско-германском фронте.
А при чем тут вообще У? Самолет Черемухина это Як-9М. С фанерной обшивкой, 1 ШВАК + 1 УБС.
Ворожейкин заканчивал войну на Як-3 инспектором ГУБП ФА ВВС КА. На Як-9 он полетал, но совсем немного, в 1944 году, а все до одной воздушные победы одержал на Як-7Б.

На Як-9 Колдунов немного повоевал, но в основном его машинами были Як-1 и Як-3.
На фото смотреть страшно-абы как самолет слеплен."Вы заставляете нас летать на гробах",правда про другие самолеты было сказано.Но когда-то читал,что Баркхорн считал Як-9 опасным противником для низковысотных боёв.Короче,Як об землю..шмяк.))
Ага. Только "мозг об землю шмяк" - и так раза три подряд. Сдайте уже в утиль подшивку "Огонька" за 90-е, пора. Тем спасете одного бобра или одно дерево.
кстати вопрос к профи. никогда не мог понять чем тройка от девятки отличается?
Если очень коротко - это переоблегченный вариант "девятки". Переоблегченный, вплоть до проблем с прочностью. Остальное лучше смотреть в соотв. литературе.
Помню в детстве читал военые мемуару летчика, который сначала воевал на Харрикейне, а потом пересел на Як, по-моему Кожемякин его звали, так там был случай когда в бою наш летчик-здоровяк так перегрузил свой Як при маневрировании, что тот развалился прямо в воздухе. Потом они шутили - "Вовочка сломал самолет!"
И про Харрикейны в книжке он как-то плохо отзывался. Не нравился ему этот самолет.
А он мало, кому нравился. Даже Пэттл (лучший ас западных союзников) предпочитал ему "Гладиатора".
Спасибо за журнал и статьи. Неизменно с большим удовольствием читаю как сами материалы, так и комментарии :)
Деду Вашему - низкий поклон и вечная слава! А Вам - спасибо за интересный материал.
Слово "фанера" в то время не могло иметь буквально тот же оценочный оттенок, что теперь. Фанера для людей того времени - недавнее изобретение, дефицит.
Уважаемый хозяин блога и другие любители авиации, собравшиеся в этом посте, раскажите, а как обстояло дело с ремонтом деревянных, тканевых и металличских поверхностей? Что было проще и быстрее ввести в строй? Чем "лечили" дыры в самолетах - гвоздями, клеем или клепкой? Заплатки опять же как делали?
Спасибо!
//Уважаемый хозяин блога и другие любители авиации, собравшиеся в этом посте, раскажите, а как обстояло дело с ремонтом деревянных, тканевых и металличских поверхностей?
Хорошо обстояло - дерево и ткань клеили, металл - клепали и варили.
Поврежденные силовые элементы ремонтировали накладками с клеем и шурупами(дерево), клепка(дюраль), сварка(хромансиль).
//Что было проще и быстрее ввести в строй?
Дерево
//Чем "лечили" дыры в самолетах - гвоздями, клеем или клепкой? Заплатки опять же как делали?
По этому вопросу есть учебное пособие для ШМАС страниц так на 400 + наставления по ремонту на каждый тип машины, тоже не из тонких.
//Спасибо!
Пожалуйста.
Автор пишет:
К середине 1944 года истребителей Як-9 (включая модификации Як-9Т, Як-9Д и Як-9ДД) на советско-германском фронте было больше, чем всех остальных советских истребителей, вместе взятых.
При этом нельзя сказать, что самолет обладал какими-то особо выдающимися характеристиками (см. график), а его вооружение было довольно слабым


Не упомянут важный нюанс по этому поводу
screenshot-ru.wikipedia.org 2017-07-07 21-48-35
Вы намекаете на то, что Яковлев лоббировал свою машину? По-моему, это вполне естественно. Все авиаконструкторы, по мере своих возможностей, этим занимались. У Яковлева, разумеется, возможностей было побольше.
Но дело не только в этом. Как я уже написал, Як-9 оптимально подходил для советского авиапрома. А, к примеру, И-30 того же Яковлева - не подходил (слишком много дюраля в конструкции, а это дефицит), поэтому его "зарубили" и не пустили в серию.
Нужно упомянуть, что он подходил оптимально под практикуемую тактику ВВС - сопровождения бомберов.