я

Юбилей маршрутки

маршрутки

Ровно 110 лет назад, 30 июля (по новому стилю) 1907 года, по Москве поехали первые механические омнибусы. Граф А.Д. Шереметев на свои деньги приобрел в Германии 12-местный "бензиновый шарабан" NAG (Neue Automobil Gesellschft) и восьмиместный автомобиль "Даймлер".

Они возили пассажиров из Марьиной рощи в Останкино и обратно, принося графу небольшой, но стабильный доход. Проезд в один конец стоил 15 копеек. Обычно их называют автобусами, но фактически автомобили работали как маршрутные такси, поскольку фиксированных промежуточных остановок у них не было, а водитель, он же - кондуктор, останавливался и принимал или высаживал пассажиров в любом месте по требованию

Машинки оказались довольно надежными и долговечными. Снимок, помещенный на заставке, сделан летом 1913 года, когда оба автомобиля были еще на ходу и выглядели неплохо. Слева на фото - NAG, а справа - "Даймлер". В следующем году, в связи с началом Мировой войны, шереметьевские маршрутки реквизировали в армию и их дальнейшие следы теряются.

Интересно, что в 1908 году Московское управление городских железных дорог купило для опытной эксплуатации немецкий автобус "Бюссинг" и пустило его по короткому маршруту между Театральной и Болотной площадями. Однако эта машина на жестких шинах из литой резины быстро вышла из строя, не выдержав тряски на булыжных мостовых, после чего городские власти решили, что безрельсовые самодвижущиеся экипажи для постоянной езды по Москве не годятся.

"Второе пришествие" автобуса на московскую землю произошло только в 1924 году, когда Мосгорисполком купил в Великобритании восемь машин фирмы "Бритиш Лейланд" с солидной пассажировместимостью 28 человек. Их поставили на маршрут, связваший Каланчевскую (ныне - Комсомольскую) площадь с площадью Белорусского вокзала. Но это уже другая история.

Внизу - "Бюссинг" на Театральной площади. На борту надпись "Автомобиль омнибусъ".

765d101c75546ccb8398778b4af8dbcf

promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
>Проезд в один конец стоил 15 копеек

Позволю себе добавить ибо недавно живя в этом районе подписал петицию об установлении памятной доски в честь сего события...


проезд имел дифференцированную оплату по зонам - 1я зона - угол Лазаревского переулка и Камер-Коллежского вала (остановка трамвая номер 7) до моста над Виндавской железной дорогой, 2я зона от моста до моста через Николаевскую дорогу и 3я зона от моста Николаевской дороги до собственно Останкино. Проезд каждой зоны стоил пятак, а на конечной станции был летний буфет с пивом, колбасой и конфетами так же принадлежавший Шереметеву. (на приведеной вами фотографии как раз снимают немного правее буфета


В общем хорошее дело сделал "граф-брандмайор" (славный еще и своим содействием реформам в пожарном деле)



Edited at 2017-07-31 05:50 am (UTC)
Я вот всегда тихо офигеваю от скорости технического прогресса.
Сравниваешь то, что было 100 лет назад и сейчас - фактически разные цивилизации...
К сожалению, технический прогресс резко сбавил темпы, я бы даже сказал - остановился.
Серьезно? :)))))

А ничего что процессор моего планшета на порядки превосходит по мощности тот, на котором я считал свой диссер в конце 80-х и который занимал громадный зал в институте?
А то, что нынче спектрографами измеряют скорости звезд с точностью метров/секунду? То, что считалось _теоретически невозможным_, когда я учился на кафедре оптики в конце 70-х. (и этим методом находят сейчас большинство планет). И уже десятки планет наблюдали в телескопы прямым методом возле звезд - это тоже следствие развития выч техники.

А успехи биологических наук? Генная инженерия, которую сейчас ..удаки гнобят.
А медицина? Новые технологии.
Да и сам инет - это абсолютно новое явление, которое никакие фантасты и футурологи не предвидели еще 50 лет назад, а ведь он реально развился в последние лет 20.
Я уж не говорю про взрывной рост мобильной связи - во многом изменило и коммуникации и вид мира.

Просто "механика" пока притормозила. Из научных / инженерных разработок к концу 80-х выжали уже практически все что можно. А в других областях технический прогресс идет и очень быстро.
Процессоры с информационными технологиями, это просто поступательное развитие, ничего общего с технологической революцией XX века не имеющее.
Как можно сравнивать прорывные полвека, от керосиновой лампы до полёта в космос, с уменьшением размера и повышением производительности вычислительной машинки?
//Как можно сравнивать прорывные полвека, от керосиновой лампы до полёта в космос, с уменьшением размера и повышением производительности вычислительной машинки?

А ничего что в начале века теория полета в космос уже была? И примитивные ракеты (на порохе) уже были. И эксперименты с ЖРД уже проводились.
А вот в 70-е - 80-е нынешняя миниатюризация и, например, спектральные измерения такого уровня считались _теоретически_ невозможными, не то что практически? Я не говорю уж про исследования геномов.

Просто достижения первой половины прошлого века более наглядны, а достижение прогресса второй половины и начала этого века не столь наглядны, кроме компов и мобильников, что многие считают ничего не значащей фигней, когда на самом деле - это только верхушка айсберга
>инет - это абсолютно новое явление, которое никакие фантасты и футурологи не предвидели еще 50 лет
Брэдбери писал об интернете, 100% гарантирую. А мобильники, планшеты и сети передачи даных у кого-то из американских фантастов были и в сороковые.
Это только кажется так, потому что мы в это время живём. Плюс к новинкам все уже привыкли, удивления уровня полёта братьев Райт сложно добиться.
>Машинки оказались довольно надежными и долговечными. Снимок, помещенный на заставке, сделан летом 1913 года, когда оба автомобиля были еще на ходу и выглядели неплохо.
Плановый срок эксплуатации автобуса в Управлении Гортранса Торонто -- 24 года. Правда, каждые 6 лет ему при этом делают капиталку типа "разобрать до рамы и собрать заново".
Вы бы еще самолеты современные сравнили с тогдашними по долговечности. :)
Да, мне эта мысль и самому пришла в голову. С другой стороны, тогда старались делать вещи "на века". В музее Форда в Детройте стоит паровая машина из английской шахты, построенная ещё 1765 году и работавшая до 1929 года. КПД имела меньше 1%. Но уголь был халявный (топили непроданной мелочевкой), поэтому всем было похрен :)

В авиации скачок от "времянок" к "вечным самолетам" произошел при переходе к дюралю, как вы понимаете. Форд Тримоторы (выпуска конца двадцатых) летали в Латинской Америке до семидесятых, а Дакоты военного выпуска имеют шанс пойти на второе столетие.

Edited at 2017-07-31 10:33 pm (UTC)
У автомобилей начала прошлого века корпуса и даже колеса нередко были деревянными. Да и моторесурс с нынешним не сравнить.