я

Бочка с мотором

gee_bee_model_r_super_sportster_by_emigepa-d4sutp4

Ровно 85 лет назад, 13 августа 1932 года, впервые поднялся в воздух гоночный самолет Грэнвил "Джи Би" R-1. Несмотря на забавный внешний вид, эта машинка оправдала свое назначение. Уже 3 сентября летчик Джеймс Дулиттл установил на ней мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов, разогнавшись до 477 км/ч. Это было почти в полтора раза больше, чем у лучших тогдашних истребителей.

Такого результата удалось достичь, несмотря на применение звездообразного мотора с большим "лбом", неубирающееся шасси и крыло с расчалками, создававшими дополнительное аэродинамическое сопротивление. Разработчики "Джи Би" - братья Грэнвил сделали ставку на максимальное уменьшение размеров машины, фактически представлявшей собой хорошо закапотированный мотор с крохотной кабинкой пилота и маленькими крылышками. Таким образом достигалось снижение сопротивления трения. Этому же способствовало тщательное выравнивание и полировка всех наружных поверхновтей. Кроме того, чем меньше конструкция, тем она легче при равной прочности.

Самолет с предельно коротким фюзеляжем и высокой нагрузкой на крыло получился недостаточно устойчивым и довольно опасным. Оба построенных экземпляра - R-1 и R-2 - разбились в 1933 году, похоронив под обломками своих пилотов. Однако их концепция, несомненно, оказала влияние на других разработчиков скоростных машин, в том числе - на Николая Поликарпова, который, как раз, в 1933 году проектировал свой знаменитый истребитель И-16.

Некоторые авторы даже писали, что И-16 был чуть ли не копией "Джи Би", приспособленной под военное применение. Разумеется, это не так, хотя, сходство прослеживается. Особенно оно заметно на ЦКБ-12 - первом прототипе "ишака", впервые взлетевшем 30 декабря 1933 года. Тот же максимально укороченный фюзеляж с маленькой закрытой кабиной и широким цилиндрическим капотом, обусловленным большим диаметром мотора (кстати, наверное, мало кто знает, что И-16 был самым коротким истребителем Второй мировой войны).

Правда, Поликарпов снабдил машину значительно увеличенным, по сравнению с "Джи Би", крылом и оперением для обеспечения более-менее приемлемой для истребителя маневренности и устойчивости. Тем не менее, за счет короткого плеча выноса рулевых поверхностей И-16 получился излишне "вертлявым" и сложным в управлении, из-за чего произошло множество аварий. Летчики шутили (или не совсем шутили), что тот, кто освоил И-16, в дальнейшем сможет безбоязненно летать на чем угодно.

В общем, нельзя сказать однозначно, было ли оправданным в боевой машине заимствование концепции гоночного "летающего бочонка". Думаю, споры на эту тему будут идти еще долго.

7e583cdcdc45de244b6c3082151d47d5

Предшественник "Джи Би" R-1 - самолет "Джи Би" модель Z, построенный в 1929 году и достигший скорости 435 км/ч.

66bb5cdf27b00ee335493d1a84a3898d
 R-1 в разрезе. Видно, что самолет имел смешанную конструкцию с деревянным крылом и оперением.

SI-2003-3756p

Джеймс Дулиттл, установивший на "Джи Би" мировой рекорд скорости.

11054176704_5f70263897_b

Дулиттл вылезает из кабины "Джи Би" через откидную дверь в правом борту. В аварийной ситуации дверь сбрасывалась, но летчик Рассел Бордман, который разбился на этой машине, не успел воспользоваться парашютом.

granville_p_45_by_mercenarygraphics-d35dmmx
ЦКБ-12 и американский истребитель Р-45, сделанный на базе "Джи Би". Впрочем, нижний рисунок является всего лишь фантазией художника, так как военных модификаций "Джи Би" никогда не существовало даже в проекте.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
видать популярна эта бочка была. подобные коротыши часто видел)))
Без наездов, поверьте. Но зачем так далеко искать?

1. Поликарпов, как от Сикорского отбился, стал тяготеть к коротким самолетам с двигателем в урез крыла - ИЛ-400, скажем. (Посмотрел еще раз, у Сикорского та же страсть.) В низкоплане и большом сужении крыла нового для его подходов опять не видно.

2. Не в США, а в СССР уже летал бочкообразный низкоплан с убирающимся подобным способом шасси - ХАИ-1 Иосифа Немана.

3. Происхождение идей ХАИ-1 банально - Lockheed Altair и Orion Джона Нортропа. Кстати, военное применение этих разработок очень даже предполагалось.

4. Ну еще, не помню навскидку, был похожий французский спортивный самолет в 1933. Вполне мог повлиять, Поликарпов французов ценил и все читал, а проектировал он побыстрому.

То есть именно Gee Bee не нужен ни как близкий, ни как дальний прообраз.

Edited at 2017-08-13 06:21 pm (UTC)
Короткие носы были у всех истребителей Первой Мировой войны.
http://img.wp.scn.ru/camms/ar/112/pics/21_18.jpg
http://www.internetmodeler.com/2000/august/galleria/80-2.jpg
http://aviadejavu.ru/Images6/AP/AP08-1/4-3.jpg
Но при этом этом хвосты у них - довольно длинные, чтобы обеспечить достаточное плечо выноса стабилизирующих поверхностей для устойчивого полета. Сравните с И-16, у которого расстояние между крылом и стабилизатором (даже если считать без зализов) - чуть больше САХ.

2. См. выше. У ХАИ-1 хвостовая часть фюзеляжа гораздо длиннее, чем у "ишака". Кстати, это же можно сказать про "Пишутер", с которым "ишак" тоже нередко сравнивают.

3. См. выше.

4. Что за французский самолет?
То есть моя оценка влияния Gee Bee: современный пример американского капотирования, которому следовали в мире.
Капот там - обычное широкое кольцо NACA. Такие капоты стояли на многих более ранних машинах, например, на Локхид "Вега".
Хорошенький!))) Но Господи, как же он садился????
Только благодаря авторитету Чкалова И-16 попал в серию.Думаю,что Поликарпов и сам этого не ожидал.
Похвастаю (с надеждой на редакторский глаз), что перекомпоновал таблицы Маслова в статье вики И-16. Два дня убил.

Текст там стыдный, но это лучше, чем ничего. Его автор так видит мир, можно поправить с ссылками.
Маслов - человек советской закалки. :)
Когда я у него спросил - Миша, а почему ты в своей книжке ничего не написал о применении И-153 в Китае? - он мне ответил: а зачем об этом писать? Ведь, там они проявили себя плохо, их постоянно сбивали японцы. Не надо нашим читателям об этом рассказывать. :)