Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Правда оказалась не нужной

2.ANNOTATSIYA..jpg

14 августа 1931 года летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух пятимоторный пассажирский авиалайнер АНТ-14 "Правда" - крупнейший из построенных к тому моменту в России и один из крупнейших в мире самолетов. Он имел размах крыла более 40 метров, длину фюзеляжа - 26,5 метров и взлетную массу - 17,5 тонн. В салоне АНТ-14 могли свободно разместиться 36 пассажиров (впоследствии количество пассажирских мест увеличили до 40), а в транспортном варианте самолет поднимал 4,5 тонны полезной нагрузки.

Испытания показали, что самолет получился удачным - вполне устойчивым и легким в управлении. Его максимальная скорость составляла 236 км/ч, крейсерская - 195 км/ч, потолок - 4220 м, а максимальная дальность полета - 1400 км. Кстати, на всех популярных интернет-ресурсах, включая Википедию и авиационную энциклопедию Airwar.ru, последняя цифра дана с опечаткой - 400 км. Забавно, что никого из авторов этих сайтов, тупо копировавших данные друг у друга, не смутила столь абсурдно малая величина применительно к дальнемагистральному пасажирскому самолету.

АНТ-14 предназначался для самой протяженной авиамагистрали Советского Союза Москва - Владивосток. Потребность в этих машинах Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) определило в 60 экземпляров, которые намечалось построить в 1932-35 годах. В ходе строительства импортные моторы Гном-Рон "Юпитер", стоявшие на первом экземпляре машины, планировалось заменить на более мощные отечественные М-34, что позволяло отказаться от носового двигателя, превратив, таким образом, самолет из пятимоторного в четырехмоторный.

Рассматривалось и военное применение машины, которая, благодаря солидной полезной нагрузке и объемному фюзеляжу, хорошо подходила на роль транспортно-десантного самолета, либо - вспомогательного ночного бомбардировщика.

Однако все эти планы остались на бумаге. Большевистское руководство решило, что Советскому Союзу нужны не пассажирские лайнеры, а огромный флот тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, которых в 1930-е годы было построено более 800 штук. Ради этого на программе АНТ-14 поставили крест. В 1934 году руководство ГВФ повторно обратилось в Главное Управление Авиационной Промышленности (ГУАП) с просбой построить хотя бы 15 экземпляров авиалайнера. Но Управление, полностью загруженное военными заказами, проигнорировало эту просьбу.

В результате АНТ-14 так и остался в единственном экземпляре, который не использовался для коммерческих авиаперевозок, а был включен в состав агитэскадрильи "Максим Горький" и совершал агитационно-пропагандистские полеты, демонстрируя мощь советского авиастроения.

В этом качестве он летал на различные торжественные мероприятия, совершал зарубежные турне, участвовал в воздушных парадах и катал экскурсантов над Москвой. Прослужив 10 лет, самолет был списан по износу в 1941 году и установлен в парке культуры и отдыха имени Горького. Там его фюзеляж некоторое время использовали в качестве кинотеатра, а потом - отправили в переплавку.

0_a49ec_51d1cef2_XXL.jpg

Деревянная модель АНТ-14 для продувки в аэродинамической трубе.

ANT-14-XA-info-1.jpg

Слева: наземный персонал Харьковского аэродрома на фоне АНТ-14 во время визита авиалайнера в этот город. Обратите внимание на откидные трапы для обслуживания двигателя. Навернуться с такого трапа было, наверное, не очень приятно. Справа: интерьер пасажирского салона.

0_a49ed_5eac68f4_XXL.jpg

Советский агитационный плакат, на котором АНТ-14 использован в качестве главного арт-объекта.

0_a49ee_90ae74a2_XXL.jpg

Страница из пропагандистской брошюры, изданной в середине 1930-х годов.
12.ANT-14.-Risunok..jpg
Окраска АНТ-14 во время его службы в агитэскадрилье имени Горького.
Tags: ВВС, История, СССР, авиация, политика, пропаганда
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments