Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Жуть вампирная

0961151.jpg

20 сентября 1943 года впервые поднялся в воздух первый прототип английского реактивного истребителя Де-Хэвилленд DH.100 "Спайдер Крэб", впоследствии переименованный в "Вампир". Под этим названием самолет получил широчайшую известность, но только за пределами социалистического мира. Помимо Великобритании он состоял на вооружении в более чем в 30 странах на всех континентах, а во Франции, Италии, Австралии, Индии и Швеции - выпускался по лицензии.

Можно сказать, что из всех реактивных самолетов первого поколения "Вампир", несмотря на свою экстравагантность, оказался наиболее массовым и долгоживущим. Всего было построено почти 4500 "Вампиров" в 12 модификациях, из них 3200 - в Великобритании, а остальные - в странах-лицензиарах. Последние английские "Вампиры" списали в 1967 году, но кое-где они прослужили гораздо дольше. Например, в Зимбабве и Доминикане - до середины 1980-х.

Несмотря на столь широкое распространение, боевая биография "Вампира" оказалась не очень насыщенной. На Вторую мировую он не успел (хотя, мог бы, но англичане не торопились с запуском машины в серию), а большинство послевоенных конфликтов прошло без его участия.

Ни одной воздушной победы за "кровососами" не числится, если не считать конспирологическую и неподтвержденную версию, будто один из родезийских "Вампиров" сбил в сентябре 1961 года пассажирский самолет DC-6, на котором летел генсек ООН Даг Хаммаршельд. Объяснялась эта версия тем, что Родезия выступала против участия сил ООН в урегулировании вооруженного конфликта в соседней республике Конго, где родезийцы поддерживали одну из сторон.

Английские "Вампиры" применялись в качестве штурмовиков против национально-освободительных движений в колониальных войнах в Малайзии и Кении, а египетские (эта страна в 1949-53 годах приобрела более сотни машин данного типа) в 1955-56 годах несколько раз вступали в бои с израильскими "Метеорами". Однако все эти бои закончились либо безрезультатно, либо - в пользу евреев, которые претендуют на несколько сбитых египетских DH.100.

Во время операции "Мушкетер" англичане и французы разбомбили на аэродромах большинство египетских "Вампиров", а остальные вскоре были проданы Саудовской Аравии в связи с переходом египетских ВВС на советскую авиатехнику. На этом боевая карьера "Вампира", оказавшегося не слишком кровожадным, фактически завершилась, хотя его строевая служба продолжалась еще три десятилетия.

vampire_02.jpg
Первый прототип "Вампира" - DH.100 "Спайдер Крэб".

tumblr_my8807ZRaI1rp8mmoo1_1280.jpg

Первая серийная модификация "Вампир" F Mk.I.

0c882b88ac693c62ef48c17e04f85e0c.jpg

Истребитель-бомбардировщик "Вампир" FB Mk.V новозеландских ВВС. Истребители этого типа после войны закупали едва ли не все бывшие английские колонии.

00d958bbd82405476a39faef17c2fa69.jpg

Норвежский "Вампир" FB Mk.V.

FFA-Vampire-FB6.jpg

Французский "Вампир" FB Mk.51 (аналог FB Mk.V).

298000.jpg

Финский "Вампир" той же модификации.
vamp-1.jpg
Сверху вниз:
Английский "Вампир" F Mk.I из 247-го истребительного скуадрона, 1946 г.
Французский "Вампир" FB Mk.51 из  эскадрильи 2/7 "Ницца", 1950 г.
Швейцарский "Вампир" Mk.6, 1984 год.
Английский двухместный ночной истребитель "Вампир" NF Mk.10 из 23-го скуадрона, 1951 г.
Tags: Англия, ВВС, История, авиация
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments