Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Наш паровоз вперед летит

giffard_airship.jpg

Паровой дирижабль - один из главных символов стимпанковой стилистики. Однако, наверное, не все знают, что в отличие от паровых роботов, паровых компьютеров и прочих фантастических атрибутов стимпанка это вещь вполне реальная.

Ровно 165 лет назад, 24 сентября 1852 года впервые поднялся в воздух первый в мире реально летавший дирижабль, а одновременно - первый пилотируемый летательный аппарат с механическим двигателем.
Его создатель - 27-летний французский инженер и воздухоплаватель Анри Жиффар воспользовался паровой машиной, поскольку никаких других силовых установок, способных привести в движение воздушное судно, в те времена просто не существовало.

Электрический мотор не годился, так как до изобретения аккумулятора оставалось еще семь лет, а до появления относительно легкого и пригодного для транспортного средства двигателя вутреннего сгорания - 33 года.

Масса сконструированного Жиффаром одноцилиндрового паровика с котлом и топкой составляла 150 кг, а его мощность - три лошадиные силы. По тем временам это считалось неплохим показателем. Машина работала на угле, то есть, пилот дирижабля одновременно являлся кочегаром.

Двигатель вращал трехлопастный (по другим данным - двухлопастный) воздушный винт диаметром примерно 4 метра с лопастями из тонких стальных листов. Чтобы избежать воспламенения водородного баллона искрами, летящими из дымовой трубы, ее пришлось делать коленчатой, в виде буквы "П", и выводить вниз, под гондолу.

Шелковый баллон дирижабля имел длину 44 метра и объем 2500 кубометров. Под ним на веревках была подвешена небольшая деревянная площадка с перилами, на которой размещалась паровая машина, пилот-кочегар и уголь для топки. Площадка опиралась на четыре колесика. Дирижабль управлялся по курсу большим треугольным полотняным рулем поворота, а по высоте - выпуском газа и сбросом балласта. При необходимости можно было бросить якорь и подтянуть аппарат к земле.

В ходе испытаний дирижабль Жиффара под управлением его создателя пролетел 27 километров за три часа, то есть, его скорость составляла 9 км/ч. Правда, частично она обеспечивалась попутным ветром. В полете Жиффар набрал солидную высоту 1800 метров и несколько раз совершал развороты, убедившись в эффективности воздушного руля.

Однако в обратном направлении, против ветра, дирижабль лететь не мог, не хватало мощности двигателя. Таким образом, испытания завершились лишь частичным успехом, подтвердив принципиальную возможность управляемого моторного полета аппарата легче воздуха.

На заставке - дирижабль Жиффара, который я нарисовал для одного авиационного журнала по гравюрам XIX века. А внизу - гондола дирижабля крупным планом и портрет его создателя.

2715796_original.jpg
Tags: История, Франция, воздухоплавание, стимпанк, техника
Subscribe

  • Плач о погибели Акры

    Ровно 730 лет назад, 18 мая 1291 года, под ударом войска мамлюкского султана Халила аль-Ашрафа пал город-крепость Акра (Акко) - последний форпост…

  • Легендарный "Наган"

    126 лет тому назад, 13 мая 1895 года, одним из первых указов царя Николая II на вооружение российской армии был принят бельгийский револьвер…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Плач о погибели Акры

    Ровно 730 лет назад, 18 мая 1291 года, под ударом войска мамлюкского султана Халила аль-Ашрафа пал город-крепость Акра (Акко) - последний форпост…

  • Легендарный "Наган"

    126 лет тому назад, 13 мая 1895 года, одним из первых указов царя Николая II на вооружение российской армии был принят бельгийский револьвер…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…