я

Сарделька по-британски

Nulli_Secundus_I_RAE-O307.jpg

Ровно 110 лет назад, 5 октября 1907 года совершил первый публичный полет над Лондоном первый английский дирижабль, которому дали пышное латинское название Nulli Sekundus, что можно перевести как "Непревзойденный". Впрочем, название не соответствовало действительности, поскольку к тому времени уже давно существовали дирижабли более крупных размеров и с более высокими техническими характеристиками.

Любопытно, что Великобритания, считавшаяся в XIX веке величайшей промышленной державой и лидером технического прогресса, на много десятилетий отстала от соседней Франции в деле строительства самоходных управляемых аэростатов. Первый французский дирижабль был построен и испытан еще в 1852 году, то есть, более чем за полвека до первого британского.

В 1884 году французы успешно испытали дирижабль с электромотором, а в 1901-м дирижабль Сантос-Дюмона сделал вираж вокруг Эйфелевой башни, наглядно продемонстрировав, что этот вид воздушного транспорта стал вполне управляемым и пригодным к практическому применению.

Немцы тоже времени зря не теряли, построив и успешно испытав в 1888 году первый в мире дирижабль с бензиновым двигателем, а в 1900-м запустили первый дирижабль-гигант с металлическим каркасом. А англичане, несмотря на всю свою продвинутость и мощный промышленный потенциал, дирижабли долго и упорно игнорировали.

Что это - косность и консерватизм мышления или, напротив, мудрая дальновидность, благодаря которой британцы, наплевав на гонку за рекордами и приоритетами, занялись дирижаблестроением только тогда, когда стало очевидно, что благодаря техническому прогрессу (в частности, созданию достаточно мощных и легких силовых установок) оно может в обозримом будущем принести реальный экономический и военный эффект?

Nulli_Secundus_before_first_flight_Sept_1907_IWM_RAE-O_690.jpg

"Нулли секундус" выводят из эллинга перед первым летным испытанием. Обратите внимание, что дирижабль снабжен складными крыльями, которые впоследствии были демонтированы за ненадобностью.

aa6180bf0220cbce1500c62c806c0821.jpg

Дирижабль уже без крыльев перед взлетом.

27643903160_c1676b1827_b.jpg

Макет гондолы "Нулли секундуса" в английском авиационном музее. Дирижабль был оснащен французским 50-сильным восьмицилиндровым двигателем "Антуанетт", работавшим через ременные передачи на два винта с алюминиевыми лопастями. Такими же моторами оснащались многие тогдашние европейские аэропланы, в частности, - "Вуазен-Фарман".

5273090410_9d68e548fb_b.jpg

"Нулли секундус" после реконструкции, которую он прошел в 1908 году.
promo mono_polist 19:41, yesterday 18
Buy for 50 tokens
Рядом с домом есть магазин « продукты Ермолино». Иногда покупаем там разную продукцию. Очень удобно, когда нет времени на полноценную готовку, а тут кинул на сковородку и ешь. Еда нравится, качественная и вкусная, а порой и не скажешь, что это всего лишь полуфабрикаты. Вот недавно…
Nulli Sekundus - скорее "единственный". Мол, нет второго такого. Любая латынь дает такое впечатление.
Спасибо за статью и сопоставления в ней. Но все-таки не Британия строила дирижабль, а человек. Вот Цеппелин строил всей страной по подписке. Однако его упоминают. И тут полезно вспомнить создателя.
// Обратите внимание, что дирижабль снабжен складными крыльями, которые впоследствии были демонтированы за ненадобностью.//

...Так вот откуда в книгах про Тома Свифта 1910-ых это стремление авторов цеплять крылья на дирижабль! Сверил даты - ну точно, "Tom Swift and His Airship" вышла в 1910-ом!

А чего, собственно, хотели этими крылами добиться? Махать, или создавать дополнительную динамическую подъемную силу?
Ну, скажем, приземляться без стравливания газа. Снизиться до сотни метров, а там уж якорь - крюк или ведро.
Я бы попытался реконструировать осторожность англичан так: внедряя передовые технологии, на госуровне они беспокоились о колониях и флоте. Когда дирижабль стал похож на средство патрулирования в океане - занялись. Но поздно, к войне не успели. Похоже на просчет.

Для англичан, которые не находили приложения своих идей на родине были другие страны. Особенно США. Принимали их там охотно.
Не то чтобы не успели... у них вмешались кадровые вопросы. Основным сторонником дирижаблей на флоте был Джеки Фишер, но он ушел с поста в 1911 году, и пришел Черчилль, который А - не любил Фишера, и Б - не верил в воздухоплавание. В итоге, британское воздухоплавание три года (1911-1913) стояло на месте, и поврежденный при первой попытке взлета HMA. No.1 "Мэйфлай" - британский жесткий дирижабль - так и не починили.
То есть не успели. А если бы у столь мощной страны сложилась пара школ, соперничество, то, возможно, плющили бы они немецкие лодочки, предотвращали бы прорывы рейдеров.
По крайней мере, британский флот не был бы столь однобоко оперативно слеп. Немцы в 9 из 10 случаев избегали всех попыток британцев втянуть их в бой именно потому, что немецкие цеппелины вскрывали все попытки Гранд Флита незаметно выползти в море (Ютланд, собственно, случился именно потому, что Шеер пренебрег советами Штрассера и вышел в море при неблагоприятной для цеппелинов погоде).
Но и французы им не великие помощники, не говоря о России, скажем, или Италии. Даже США.

А еще мне душу греет, что фон Цеппелин создал такой прорыв на общественные средства. Торжество либерализма и демократии.
Французы и итальянцы как раз были очень даже неплохи в воздухоплавании. Французские и итальянские полужесткие дирижабли вполне успешно работали и на море и на сухопутном фронте. Проблемой французских было то, что до Берлина они не дотягивали, а работать по доступным германским городам французы не хотели - опасались, что немцы выместят злобу от бомбардировок на французском населении в их руках (после "изнасилования Бельгии", французы были готовы допустить, что немцы способны на все...)
Ну, над океаном действовать они оказались не готовы. А это главное и самое полезное применение, полагаю. Нервировать города - какие-то пустяки, кажется.
А над океаном французам и не требовалось. Их театром было Средиземное Море и Бискайский Залив, и там их дирижабли работали прекрасно.

Нервировать города... скажем так: с современной точки зрения - пустяки, но с точки зрения людей начала XX века, психологический эффект был ужасен. Само по себе осознание, что даже вдали от линии фронта ты больше не можешь быть в безопасности, что цеппелин может достать тебя даже в глубоком тылу, было настоящим шоком. Неудивительно, что во время первых рейдов, Лондон буквально застывал в ужасе: британцы привыкли к своей неуязвимости, которая вдруг оказалась просто... аннулирована.
Требовалось. Франция тоже зависела от океанских поставок, страдала от рейдеров и лодок.

В Германии около сотни военных больших дирижаблей. Что дали французы?

И о шоке в Лондоне - непохоже. Париж, Берлин или Москва? - может быть. Лондон - порт. Там всерьез прорыв кораблей рассматривали, не говоря о каверзах с подводных лодок.

Ждали разработку пушек с дальностью свыше сотни миль. Это дальность до Парижа и Лондона. Итальянцы, в частности, вроде тоже имели проекты сверхпушек. Обстрелы приморских городов - сами такое делали недавно по историческим меркам.
А читал. И роман Война в воздухе, напечатанный в 1908 читал. И петербургские статьи об оскале германского империализма.
Сплошное надувательство... А, не, не сплошное. Аппаратец полужестской схемы.