Начало бою в воздухе положено

Фразой, вынесенной в заголовок, откликнулся будущий ас Евграф Крутень на сообщение о воздушном таране штабс-капитана П.Н. Нестерова, закончившемся, как известно, весьма печально не только для атакованного им австрийского экипажа, но и для самого русского пилота. А первый настоящий и успешный воздушный бой с использованием штатного бортового оружия провели 5 октября 1914 года французские летчики сержант Жозе Франц и капрал Луи Кено на двухместном биплане "Вуазен" LA, вооруженном пулеметом "Гочкисс".
В районе Реймса они встретили и атаковали германский разведчик "Авиатик" B.I. Франц пилотировал машину, а Кено, встав во весь рост, вел огонь из пулемета, укрепленного на треножном лафете над головой пилота. После 96 выстрелов "Гочкисс" заклинило, тогда Кено взял винтовку и начал стрелять из нее. Летнаб "Авиатика" тоже пытался отстреливаться из винтовки, но после того как одна из пуль поразила пилота или повредила систему управления, германский аэроплан перевернулся вверх колесами и рухнул на землю. Оба летчика погибли.
У этого эпизода есть весьма любопытное продолжение. История полна удивительных совпадений, и одно из них состоит в том, что ровно через 30 лет после первой воздушной победы Франца и Кено, 5 октября 1944 года, пятеро летчиков из 401-го скуадрона канадских ВВС одержали первую победу над реактивным самолетом, сбив совместными усилиями немецкий истребитель Ме-262 "Швальбе". Стреляли по нему все, и неизвестно, кто именно нанес фатальные повреждения, поэтому победу разделили на пятерых.
Успех союзников обеспечило то, что у немца, судя по всему, заглох один из двигателей. В результате скорость упала и это позволило канадцам, летевшим на поршневых "Спитфайах", догнать и расстрелять реактивную машину.
На заставке - современный рисунок с изображением боя Франца и Кено, а также - фотография этих летчиков на фоне хвоста их "Вуазена". Внизу - еще одна современная импровизация на тему боя "Спитфайра" с реактивным "Мессершмиттом".

А перестрелки пилотов с применением личного оружия -револьверов, выходит, миф?
Но надо смотреть, не наврал ли. Полагаю пока, что Farman строил разведчик, а после и бомбардировщик. А Voisin, как я понял, учебный самолет, который пригодился как многоцелевой с началом войны. Прочность для ученических посадок.
+ По важности назначения:
1) учебный,
2) корректировщик,
3) разведчик,
4) бомбардировщик,
5) истребитель.
То есть самые крутые самолеты поначалу могли приберегать для более важного, для разведки и бомбардировки, а в истребители высвобождались учебные. Посмотрел: Voisin III - размах 14.7 м, Farman F40 - 17.6 м.
Edited at 2017-10-05 10:15 pm (UTC)
Кстати, на "Фарманы" тоже ставили пулеметы, но почему-то только в России. На французских я ни разу не видел.
http://naukatehnika.com/files/vse_zhurnaly/zhurnal_2016/zhur-6-2016-dopol-po-avia/zapax_krovi_chast1/%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%2015%20%D0%AD-7.jpg
Фарман-40" это уже более поздняя машина, другой размерности и с другим движком. "Вуазен-III" надо сравнивать с "Фарманом-15/16".
Edited at 2017-10-05 10:21 pm (UTC)
А F30 и F40 именно большие:
Edited at 2017-10-05 10:51 pm (UTC)
А "Фарман-40" попал на фронт только в конце 1915-го. Для него, действительно, пулемет стал стандартным оснащением.
То есть надо смотреть количество выпущенных. Надо ,s мне статьи для вики скомпилировать. Заодно разберусь, кто качественнее описал.
А у нас, наоборот, запустили Ф-30, потому что он был оснащен "Сальмсоном" - единственным авиационным мотором подходящей мощности, который выпускался в России. Были. правда, еще РБЗ-6, но их делали в мизерных количествах и они все шли на "Муромцы".
Поэтому Россия стала, по сути, единственной страной, где долго и в относительно больших количествах выпускали "Фарсаль".
Edited at 2017-10-07 07:25 am (UTC)
А пулеметы ставили и без синхронизаторов, так чтобы они стреляли поверх винта.
https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3345427/3345427_900.jpg
Конечно, из такой установки целиться гораздо сложнее, чем из пулемета, закрепленного горизонтально, но можно. И из них тоже самолеты сбивали.
Кстати, на рисунке изображен аэроплан того же типа, на каком погиб Нестеров, так что, он мог и на своей машине сделать нечто подобное. Но, очевидно, просто не додумался.