я

Последний миг

2800x1600-px-Swifts-MiG-29.jpg

Ровно 40 лет назад, 6 октября 1977 года, впервые взлетел самолет под кодовым наименованием "Продукт 9", он же "9-01" - первый прототип истребителя МиГ-29. Хотелось бы ошибиться, но, судя по всему, этот истребитель стал последней крупносерийной машиной, созданной в прославленном авиационном КБ. Он оказался отличным воздушным акробатом, вот уже несколько десятилетий вызывающим восторги зрителей различных авиашоу, но, мягко говоря, - не очень успешным воздушным бойцом.

Боевое крещение МиГ-29 прошел в 1991 году в Ираке. На тот момент он считался новейшим и самым совершенным истребителем иракских ВВС. В ходе "войны в заливе" пилоты МиГ-29 претендовали на два сбитых истребителя-бомбардировщика "Торнадо" (согласно официальным заявлениям представителей антииракской коалиции, обе машины были сбиты зенитным огнем), при этом сами они потеряли три самолета в боях с американскими истребителями F-15C.

Еще хуже МиГ-29 проявил себя при попытке отражения агрессии НАТО против Югославии в 1999 году. Югославы потеряли в воздушных боях шесть самолетов данного типа, не одержав ни одной победы. Наконец, во время эфиопско-эритрейской войны 1999-2000 годов эритрейские МиГ-29 несколько раз вступали в бои с эфиопскими Су-27. И все эти поединки закончились не в их пользу. Эфиопы без потерь со своей стороны сбили три МиГа и серьезно повредили еще один.

Таким образом, итоговое соотношение потерь и побед для МиГ-29 составляет в лучшем для него случае 12:2. Или 12:0, если "Торнадо" в Ираке, все-таки, были сбиты огнем с земли. Картина, прямо скажем, не слишком оптимистичная. Однако, быть может, у этого самолета скоро появится еще один шанс отличиться в связи с нарастанием корейского кризиса, который вполне может перерасти в войну между США и КНДР. У Ким Чен Ына имеется около 30 МиГ-29, купленных в СССР еще во времена правления его дедушки, Ким Ир Сена.

Впрочем, если этим машинам когда-нибудь доведется вступить в бой с американскими истребителями, то я очень сильно сомневаюсь, что они сработают лучше, чем их иракские и югославские "братья".
На заставке - МиГ-29 демонстрационно-пилотажной авиагруппы "Стрижи", фото Олега Черникова.

1_46.jpgСамолет "9-01". Рисунок Валентина Ветлицкого.

Mikoyan_MiG-29_Fulcrum_prototype_01_blue_(9923238334).jpg

Эта же машина в экспозиции Монинского музея ВВС.

5a5331a9b45b0573da83eb29303606b7.jpg
МиГи-29 ВВС Ирака, Югославии и Эритреи.

4146827.jpg

zkws20160924-103.jpg

Северокорейские МиГ-29 - лучшее, что есть в военно-воздушных силах этого государства.

160616-axe-north-korea-fighter-tease_qeabk8.jpg

Великий вождь Ким Чен Ын в кабине МиГ-29. Особенно умиляет отороченная кружевами алая подушечка с золотыми вышивками на заголовнике катапультного кресла.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Наверное, дело все же не в самолете, а в прокладке между креслом и ручкой

Подготовку сирийских летчиков хвалили, я читал. Ну а иракские наверняка готовились лучше - большая война.
Странно сравнивать бои в которых с одной стороны выступают недоразвитые страны не имеющие нормальной организации подготовки летчиков, системы радиолакационного слежения, средств РЭБ, грамотной штабной работы при подготовке полетов и тд а с другой стороны сильнейший военный блок, который все это имел, как и превосходство в количестве.
Более менее равные условия только в Африканском конфликте
И то стоило бы сравнить, в какой комплектации были машины. Ранние и поздние Хорнеты какбы небо и земля.
Кубинцы на МиГ-29УБ две "Цесны -337" сбили, в 1996. По моему, это единственные победы, которые подтверждаются обеими сторонами.
Еще кто-то из наших в 2008-м завалил грузинский разведывательный БПЛА над Абхазией.
А зачем на миг поставили два двигателя? Он, как мне кажется, должен был быть аналогом ф-16. И по-сути его и распихивали по соцстранам, как амеры свой ф-16, т.е. тем кому надо просто самолет.
Может сама концепция была неудачная? Наши же тоже в поставках на передний план выдвинули су, а не миг, хотя до развала сушки 27 никому не поставляли.
Очевидно, просто не было одного двигателя необходимой мощности, поэтому пришлось ставить два менее мощных.
Кроме того, при выходе из строя одного двигателя самолет кое-как сможет сесть на оставшемся, а на F-16 в такой ситуации - только катапультироваться.
А интересно, как повлияет подушечка на заголовнике на процесс катапультирования? В частях такое украшательство допустимо?
Я думаю, ее положили специально для вождя. В знак большой любви.
)))
Американцы собьют корейские самолёты, через минуты три как они взлетят, МиГи эти старые
Система наведения на цель и одна кнопочка, насколько я читал экспертные мнения
Это новые наши могут как то конкурировать
Вроде бы, "изделие", а не "продукт". Тонкая игра словами.
В википедии написано "продукт". Я сам удивился, потому что обычно называли "изделие".
Это конечно все замечательно, но БЗБ никто так до сих пор не повторил. И скорее всего не повторит никогда. Сюда же и запил стелс-летадл амерами, не важно насколько они хороши или плохи.
получается, пока что в большинстве случаев они были в меньшинстве во время боёв

спасибо, интересно
самолёт, конечно, красивый
Меньшинство - следствие проекта. Два двигателя это дорого в закупке, обслуживании, снабжении, содержании. Малая дальность и отсутствие дозаправки ведет к тому. что противник с большой дальностью и дозаправкой прилетит толпой когда и куда захочет. Разумеется, бОльшим числом.

В Югославии, скажем: много F-16 прилетали под Белград, а МИГ-29 не могли полететь в Италию, чтоб навести там шухер в Авиано. Вдруг частота вылетов бы упала. МИГ - самолет скоростной, мог бы убежать, но не далеко.

Более того, в Грузии не могло участвовать много самолетов. Применялись дальние Ту-22М, потому что они дальние, могли прилететь с хорошего аэродрома. Несколько штук. NATO бы делали вылеты сотней, ну или десятками с одного авианосца.
Вроде собираются ещё один, наряду с СУ-57, истребитель 5 поколения, какой-то новый МИГ-41 запилить, высотный перехватчик на замену МИГ-31.

А прочие ниши наверно сушки займут...
Насколько я знаю ситуацию в этом КБ (а я таки ее знаю), там уже давно некому заниматься инновационными проектами. Остались одни пенсионеры и предпенсионеры, живущие со сдачи помещений в аренду и "стрижке купонов" со старых разработок. Чтобы эта контора смогла сделать что-то перспективное, ее надо фактически создавать заново, оставив только название и адрес.
А все разговоры про "МиГ-41" это либо благие пожелания, либо - деза для наших заокеанских "стратегических партнеров".