я

Голландская Цусима

PG-2966.jpg

Ровно 220 лет назад, 11 октября 1797 года состоялась битва при Кампердауне - последнее сражение нидерландского парусного флота. В этом бою голландцы потерпели сокрушительное поражение от англичан, в результате чего Нидерланды навсегда утратили статус сильной морской державы. А когда-то они дрались с Британией почти на равных и не раз одерживали верх в морских баталиях...

В 1797 году Голландия называлась Батавской республикой и была союзницей революционной Франции. Английская эскадра адмирала Дункана несколько месяцев блокировала голландский флот в портах Де-Хелдер и Тексель, не позволяя ему соединиться с французским флотом для поддержки запланированной французами десантной операции в Ирландии.

Но в конце сентября английская разведка донесла, что французы отменили операцию в связи с приближениенм периода осенних штормов. Дункан получил приказ снять блокаду и увести свои корабли в английские порты. Увидев это, командующий голландским флотом адмирал Ян де Винтер все же решил выйти в море. По одним данным, он хотел идти в Брест и там объединиться с французами, по другим - планировал нарушить английское торговое судоходство в Ла-Манше и захватить несколько купеческих судов ради полагавшихся за них премий.

Однако выход голландского флота из Текселя и Де-Хелдера сразу засекли оставленные следить за ним английские быстроходные куттеры "Эктив" и "Блэк Джок". Информация была оперативно доставлена Дункану, а тот, немного поразмыслив, решил пойти на риск и по собственной инициативе атаковать голландцев. Он скомандовал эскадре повернуть на 180 градусов и двигаться наперерез де Винтеру.

Голландское боевое охранение - шлюпы "Церебус" и "Дельфт" вовремя заметили противника и сообщили о его приближении. Оценив силы, де Винтер понял, что его шансы невелики. У Дункана имелось 14 линкоров, а у него - 11, к тому же, английские линейные корабли были крупнее голландских и несли больше тяжелых орудий. Правда, голландцы имели 15 фрегатов и шлюпов, а англичане - 10, но в перестрелку с линкорами этим "легковесам" лучше было не вступать.

Голландский адмирал приказал отступать, чтобы укрыться среди прибрежных отмелей, но англичане не дали ему уйти. Пользуясь благоприятным для них направлением ветра, они на полном ходу атаковали противника двумя группами, одна из который врезалась в переднюю, а вторая - в заднюю часть голландской кильватерной колонны.

Дункан приказал всем капитанам действовать по своему усмотрению и самостоятельно выбирать себе цели. Проскочив в промежутки между голландскими линкорами, часть англичан зашла с обратной стороны и взяла неприятеля в два огня.

Несмотря на обстрел с обоих бортов, голландцы упорно отбивались, нанеся серьезные повреждения нескольким английским линкорам, но преимущество англичан в калибре орудий и выучке артиллеристов вскоре дало себя знать. Примерно через час разбитые ядрами голландские корабли один за другим начали сдаваться. На флагманском линкоре де Винтера "Фрейхейд" ("Свобода") были сбиты все мачты и изрешечены борта. Десятки офицеров и матросов, включая капитана, погибли, но сам де Винтер, стоявший на верхней палубе, каким-то чудом остался невредим.

По его команде лишившийся хода и зажатый между двумя британскими кораблями "Фрейхейд" через два часа боя спустил флаг. Линкор "Геркулес" вспыхнул от каленых ядер, а его капитан приказал во избежание взрыва выбросить за борт весь порох. Героическими усилиями команды пожар удалось потушить, но лишь для того чтобы оставшийся безоружным корабль сдался.

К наступлению сумерек всё было кончено. Де Винтер, доставленный под конвоем в шлюпке на флагманский линкор Дункана "Винерейбл" вручил свою саблю вражескому адмиралу. Тот благородно оставил поверженному противнику личное оружие. Помимо "Фрейхейда" и "Геркулеса", трофеями англичан стали еще пять линкоров и четыре фрегата, правда, два из них были избиты настолько, что не смогли дойти до английского берега и затонули при буксировке.

Потери голландцев в личном составе оцениваются в 540 убитых, 620 (по другим данным - 924) раненых и несколько тысяч пленных. Англичане потерь в кораблях не имели. Победа обошлась им в 244 убитых и 720 раненых, то есть, даже больше, чем они потеряли в знаменитом сражении при Абукире.

Катастрофа при Кампердауне значительно ослабила флот Батавской республики, а главное - она подорвала моральный дух голландских моряков. В дальнейшем голландцы просто боялись вступать в бои с англичанами, чего раньше никогда не было. Следствием этого через два года стал позорный "Вьетерский инцидент", когда 12 голландских линкоров, настигнутых в море англо-русской эскадрой под командованием вице-адмирала Митчелла, отказались сражаться и капитулировали без единого выстрела. Однако это уже другая история.

Thomas-Whitcombe-Battle-of-Camperdown.jpg

Сражение при Кампердауне, картина английского художника Томаса Уиткомба.

Zeeslag-bij-Kamperduin-1797-s-Lands-Schip-van-Oorlog-Vryheid-en-Hercules-in-gevecht-door-A.-Lourens-detail-1.jpg

Фрагмент картины Антона Лоуренса с тем же сюжетом. В центре - расстрелянный, но еще не спустивший флаг "Фрейхейд", справа - "Винерейбл".

Zeeslag-bij-Kamperduin-1797-s-Lands-Schip-van-Oorlog-Vryheid-en-Hercules-in-gevecht-door-A.-Lourens-detail-2.jpg

Еще один фрагмент картины Лоуренса, на котором изображен английский линкор "Монмут" и горящий голландский "Геркулес", с которым художник, похоже, перестарался. Вряд ли команде удалось бы погасить столь сильный пожар.

jack-crawford-nailing-the-colours-to-the-mast-at-the-battle-of-camperdown-CWBM5K.jpg

Слева - отважный английский моряк Джек Кроуфорд с линкора "Винерейбл". Когда на этом корабле сорвало флаг, Кроуфорд взобрался на мачту и прибил полотнище гвоздями, используя пистолет в качестве молотка.
В центре - адмирал Дункан во время Кампердаунскй битвы целится в голландцев из подзорной трубы.
Справа - носовое украшение одного из захваченных англичанами голландских линкоров.

Daniel-Orme-Duncan-receiving-Surrender-at-Camperdown-jpg.jpg

Де Винтер отдает свою саблю Дункану, а тот отказывается ее принять, картина Дэниэла Орма.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
>>У Кампердауна имелось 14 линкоров
Простите, у кого имелось?)
С парусами на первой картинке какой-то непорядок,
слева паруса надуты в одну сторону, справа - в другую.
Значит, слева ветер дует в одну сторону, а справа - в другую. :)
Или паруса одной из сторон конфликта сделаны из неизвестного современной науке материала. :)
Так написано, что англичане догнали и перегнали голландцев потому что им правильный ветер дул, а побежденным неправильный:))
Единственное правдоподобное объяснение . :)
По флагам можно посмотреть - ветер дует слева направо, а паруса надуваются туда, куда их повернули брасами.
В центре корабль, у которого флаг развевается справа налево.
Кроме того, посмотрите на реи, они все расположены параллельно друг-другу, или почти параллельно, и у кораблей слева, и у кораблей справа, то есть паруса у всех кораблей повёрнуты в одну сторону, а надуты в противоположные стороны, это мне и бросилось в глаза.
Не берусь судить почему так получилось. Возможно там крутило воздушный вихрь именно в этот момент.
Кстати, да.
Посмотрите вверх на облака.
Похоже на "глаз" бури.
Похоже это одна из ранних ученических работ Чамберса (George Chambers), цвета резкие нехарактерные.
И как будто центральный корабль вписан отдельно. Можно сравнить с другими картинами, очень неплохо писал картины
https://artuk.org/discover/artworks/search/actor:chambers-i-george-18031840/view_as/grid/page/3
Сами британцы на сайте, посвященном Кампердауну, (https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Camperdown) картину Чамберса не показывают.
Голландцы сами полезли в пасть ко льву.
Скорее всего, нидерландский Комитет по морским делам требовал от де Винтера скорейшего выхода в море и хоть какой-то битвы, невзирая на неблагоприятный ветер и еще достаточную близость флота англичан. Де Винтер был вынужден согласится, а может и не смог противостоять некомпетентным политикам. Не утерпели подождать, пока Дункан уйдет в Ярмут.
Так у голландцев наверняка линкоры были легкие и устаревшие, и еще оргштатная структура была неправильная :))))))))
Так вот откуда название броненосца-молодца, который "Викторию" на дно отправил!..