я

Самолеты для России

28-4863865-a.n.tupolev-sleva-i-nachalnik-tsagi-n.m.-kharlamov-pered-otpravkoj-na-chernoe-more-torpednogo-katera-ant-6..jpg

Ровно 80 лет назад, 21 октября 1937 года, в один день были арестованы главный инженер Главного управления авиационной промышленности СССР А.Н. Туполев и главный конструктор опытного завода ЦАГИ В.М. Петляков. Туполеву было предъявлено обвинение в том, что он (цитата) "возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции".

С Петляковым картина была еще интереснее. Помимо "стандартного" обвинения в шпионаже, его обвинили ни много ни мало - в создании "русской фашистской партии".

Погибший в 1942 году Петляков не оставил воспоминаний, а Туполев впоследствии вспоминал:
"Меня долго держали на Лубянке, в "одиночке", потом перевели в Бутырку. Нет, на допросах меня не били, но подолгу держали "в стойке", а мне тяжело, ведь я грузный и с больными ногами. Стоишь часами, а следователь бубнит свое: "Говори, бл..., кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Говори, не стесняйся, все твои дружки давно раскололись. один ты упорствуешь, колись, легче будет".
Такой тупой, ограниченный маньяк долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: неужели я всю жизнь только и делал, что строил самолеты для этих? Нет, не для них, для России!"


В этой связи можно вспомнить, что под руководством Туполева был разработан первый в России цельнометаллический самолет АНТ-2, первый российский цельнометаллический разведчик и легкий бомбардировщик АНТ-3, первый российский цельнометаллический бомбардировщик АНТ-4, первый российский цельнометаллический истребитель АНТ-5, первый в России тяжелый четырехмоторный бомбардировщик монопланной схемы АНТ-6, первый в России серийный трехмоторный пассажирский авиалайнер АНТ-9, в также - самолеты - гиганты: пятимоторный АНТ-14 "Правда" и восьмимоторный АНТ-20 "Максим Горький" - крупнейший самолет в мире на тот момент.

Всего за четыре месяца до ареста Туполева экипажи Чкалова и Байдукова совершили на туполевских машинах АНТ-25 беспрецедентные дальние перелеты в Америку через Северный полюс. В общем, Туполеву принадлежала едва ли не главная роль в превращении Советского Союза в передовую авиационную державу. В благодарность за это он почти четыре года провел за решеткой и был полностью реабилитирован со снятием всех клеветнических обвинений только в 1955 году.

Интересно, что арест Туполева произошел в тот самый день - 21 октября, когда ровно четырнадцатью годами ранее впервые поднялся в небо его первый самолет АНТ-1. Вот такое странное совпадение. Или не совпадение? Ведь у сталинских чекистов, помимо холодных голов, горячих сердец и чистых рук в ежовых рукавицах, было еще и весьма оригинальное чувство юмора.

На заставке - А.Н.Туполев незадолго до ареста с начальником ЦАГИ Н.М. Харламовым (арестован через две недели после Туполева, в 1938 году - расстрелян, в 1955 - посмертно реабилитирован). Кто-то неизвестный перечеркнул фотографию косым крестом. Внизу - Туполев (в центре) с товарищами и коллегами возле его первенца АНТ-1.

2.Konstruktor-A.N.Tupolev-v-tsentre-u-ANT-1..jpg
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Дело всей жизни
...неужели я всю жизнь только и делал, что строил самолеты для этих?

Именно для них! И выйдя на свободу, продолжал это занятие. Точно так же, как в то же время немецкие инженеры делали самолёты, танки и ракеты для Гитлера.
Re: Дело всей жизни
Вопрос не такой уж простой. Самолеты Петлякова, построенные именно "для этих" и довольно сумбурно, пригодились России. Конечно же, "эти" привели страну в положение, которое ничем, кроме истребительной войны, завершиться не могло, полагаю.
Интересно, если бы АНТ загремел на крытую до начала попила ресурсов на своих динозавров, то насколько бы успело продвинуться отечественное авиастроение без его "благотворного" влияния?
Извините, я не понял ваш вопрос. Где вы видите в предъявленных ему обвинениях пункт "попил бабла на динозавров"?
А по поводу - "если бы, да кабы..." - это к бабке-гадалке.
Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке , а ведь мне тяжело, я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое: "Пиши, блядь, кому ты продал чертежи!? Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись и продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет". Знаешь, такой тупой, ограниченный маньяк, долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны. Конечно, были просчеты, не все удавалось, но ведь не со зла. Знаешь, я очень палки люблю строгать ножом. Строгаешь, строгаешь, иной раз такую мерзопакость выстругаешь- оторопь возьмет, плюнешь и выбросишь. Так ведь это палка, а самолет-то посложнее. А потом ты-то не знаешь, дадут задание, а потом давай уточнять. Баранов - одно, Рухимович - другое, Алкснис - свое, Ворошилов - свое, Орджоникидзе - опять что-то новое и, наконец, доложат, - тут он поднял глаза и палец к потолку, - а оттуда еще что-либо совершенно неожиданное. И вот, когда посмотришь на вывезенную на поле готовую машину, видишь, что достругали ее до ручки, остается только выкинуть.

Конечно, просчеты были, - он вдруг оживился, - а ты думаешь, у Митчела , Фоккера и Мессершмита их не было?

Тут взгляд его потух. - Ну да ладно, стоишь и думаешь: "Прости им, бо не ведают, что творят". Нет, нельзя этого простить, нельзя, - убежденно сказал он.


Это полная цитата из Туполева, приведенная Леонидом Кербером
http://www.famhist.ru/famhist/kerber/00022b1f.htm
многократно, и как бог на душу, цитируемая многими.

А, в целом
« Любого человека, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что. »
Фридрих Дюрренматт

Однако жаль, что Дюрренматта не посадили, если он таки знал, за что.
Сдается мне, зажрался Андрей Николаевич с коллегами к середине тридцатых. Решил, что ухватил фортуну за хвост и позволил себе почивать на лаврах. у как же, они создали этим пролетариям самую мощную авиацию в мире... А, тут Испания, и стало ясно, что прогресс идет маненько быстрее, чем хотелось бы. Вот и попал под раздачу.
Что-то я не припомню в советском УК таких статей, как "зажрался" и "ухватил фортуну за хвост". Или на советском новоязе в подобных случаях писали "диверсант" и "французский шпион"?
А вот "попал под раздачу" - это да. Миллионы под нее попали.
Туполев строил самолёты. А вы воруете фотографии.
Надо же, какие интересные боты стали появляться.
"Такой тупой, ограниченный маньяк" коротко о чекиздах.
Петляков арестован
Это который Петляков? Не автор ли знаменитого бомбардировщика Пе-2?
А растраты Туполеву во время командировок, конечно, следовало простить.
Что за растраты? Опишите. Вы знаете хотя бы приговор по делу Туполева?
Вот всегда поражало какое-то тoтальное отсутствие чувства собственного достоинства у прекрасных конструкторов: всякая сволочь им зубы выбиваeт, а они на них работают изо всех сил. Ладно еще в ВОВ, но и потом продолжали, чтобы сволочь добилась-таки мирового господства

Edited at 2017-10-22 03:44 am (UTC)
Туполев на это ответил, если вы не заметили. Он работал не на сволочей, а на свою страну. Сволочи приходят и уходят, а Россия остается.
Могли бы и к стенке прислонить,как Калинина.Но ,видимо,ценили.Кстати АНТ фрондер был известный.
Здравствуйте, а не знаете случайно где можно найти документы по делу Туполева (такие как обвинительное заключение, документы о реабилитации)?

Я публикации имею ввиду, книги или статьи.
Проекты Туполева были провальными и нерентабельными, несмотря на огромные средства, выделяемые государством...
А у кого из советских авиаконструкторов они были более рентабельными?
Туполев был саботажником. Его послевоенные работы - это копии зарубежных аналогов...
Какие его послевоенные работы, кроме Ту-4, были "копиями зарубежных аналогов"?