я

Первые атаки роботов

Explosive_Fernlenkboot.jpg

Ровно 100 лет назад состоялось первое относительно успешное применение беспилотной дистанционно-управляемой боевой машины против другой военной машины. Германский скоростной глиссер "Фернленкбот", управляемый по проводу с берега, таранил английский монитор "Эребус", участвовавший в блокаде бельгийского побережья.

Дальность действия этого оружия составляла 20 километров - такова была длина провода. Однако на такой дистанции управлять небольшим 12-метровым катером невозможно, он просто теряется из виду. Поэтому атаку сопровождал гидросамолет, с которого по радио передавались на пульт управления данные о направлении движения "Фернленкбота". В соответствии с этими данными оператор осуществлял корректировку курса.

Система получилась довольно сложной и инерционной, но она сработала, глиссер врезался в "Эребус" прямо посередине корпуса. Контактный взрыватель подорвал 700-килограммовый заряд, однако монитор не затонул. Его спас укрепленный вдоль борта противоторпедный кессон, принявший на себя энергию взрыва. "Эребус" своим ходом ушел в порт на ремонт.

"Фернленкбот" был разработан в 1915 году на фирме "Сименс". По заказу германского ВМФ в том же году построили опытную партию из 12 таких катеров, часть из которых направили на западный фронт - во Фландрию, а остальные - на восточный - в Курляндию. Первая попытка их применения была отмечена еще 24 апреля 1916 года, но тогда из-за отказа рулевого управления катеру пришлось дать команду на самоликвидацию.

25 сентября 1916 года в очередной атаке у глиссера заглох мотор и его вновь пришлось уничтожить во избежание захвата противником. 1 марта 1917 года - первый успех, "Фернленкбот", управляемый с борта боевого корабля, подорвал английскую береговую батарею, охранявшую вход в порт Ньюпорта. 6 сентября еще один катер атаковал британский блокадный монитор, но был вовремя замечен и потоплен его скорострельными противоминными пушками. Так же закончилась предпринятая 3 ноября попытка таранить русский эсминец в Рижском заливе.

В 1918 году оставшиеся "Фернленкботы" переоборудовали под "чистое" радионаведение с гидропланов. 25 мая была предпринята единственная атака "радиоглиссера", но она не увенчалась успехом из-за поломки радиостанции на самолете-наводчике. Неуправляемый глиссер проскочил мимо цели, а потом на нем сработал смоликвидатор.

В общем, "Фернленкботы" значительно опередили свое время. Идея была хорошая, но недостаточная надежность тогдашней техники и нехватка времени на ее отладку, не позволила этой идее реализоваться в полной мере.
На заставке - изображение "Фернленкбота", дальше - чертеж "Эребуса" с противоторпедными кессонами и послевоенный снимок того же монитора уже без них. 

09-4338576-hms-erebus.jpg

30-3494221-hms.jpg
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт предзаказ на мою книжку, которая должна выйти из печати примерно через неделю. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Ну, если быть точным, то первым была торпеда Лэя еще в 1880-ых. Но оно было безуспешным, да. Насколько я помню, F-катера использовали кодирование команд частотой звукового сигнала, передававшегося по кабелю. Для расшифровки использовались несколько микрофонов.
До ПМВ было несколько разработок управляемых торпед, но ни одна из них не применялась в боевой обстановке.
Мне вот эта нравится. :)

сумрачный тевтонский гений, конечно же, крут

Дожить бы до момента, когда роботы захватят мир

Спасибо.

Ну, не так чтоб "значительно опередили свое время". В 1916 уже аэроторпеды с радиоуправлением разрабатывали в Англии и США. С инерциальным наведением дальность до 100 миль. Наверное, к 20-м довели бы, но война завершилась.
Siemtns рулит. Хотя Эребусу повезло, були, судя по всему, запроектировали сразу при постройке.
А еще он, говорят, ходил поддерживать интервенцию

Да, это так. Но форты Кронштадта никому преодолеть не удалось.

Картинка с Эребусом на итальянском. Очень неожиданно.

Я про него впервые прочитал в Морской коллекции Моделиста-Конструктора. Очень, помню, впечатлился.

Да ну. Абсолютно немореходное судно с огромными орудиями - чего тут красивого?
А зачем после войны поснимали були?
(Вообще Эребус и Террор были очень необычными кораблями. Вкряченная поверх палубы линкорная башня должна была чудовищно ухудшать остойчивость; були хоть как-то это ухудшение компенсировали.)
ХЗ, возможно, для скорости и экономии топлива. Они же здорово увеличивали гидродинамическое сопротивление.