Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Первая битва советских ВВС, окончание

Рассмотренные в предыдущем постинге документы, несмотря на их обрывочность и противоречивость, можно рассматривать как своего рода кусочки мозаики, из которых я попытаюсь составить цельную и объективную картину боя.

Итак, в 15.00 22 июня 1939 года первыми с нашей стороны поднялись в воздух две эскадрильи 70-го истребительного аввиаполка: эскадрилья И-16 в составе 12 машин под командованием лейтенанта Савкина и эскадрилья И-15бис - девять самолетов под руководством опытного летчика, ветерана испанской войны, Евгения Степанова. Сигналом к взлету послужило сообщение поста ВНОС о приближении к аэродрому с северо-востока, со стороны озера Буир-Нур группы японских самолетов.

noga

Советские летчики - участники воздушного сражения 22 июня 1939 года. Слева направо: Старший лейтенант М.П. Нога, лейтенант В.П. Трубаченко, лейтенант Г.А. Солянкин и командир 22-го ИАП майор Н.Г. Глазыкин (погиб).

Вскоре после взлета на эскадрилью Савкина внезапно напала сверху девятка Ки-27 из 2-го чутая 24-го сентая под руководством капитана Моримото. Зная, что в строю командир летит первым, японцы атаковали головную машину. В ходе этой атаки комэск сразу получил тяжелое ранение и с резким снижением вышел из боя, а остальные пилоты его эскадрильи, растерявшись, бросились врассыпную. Савкин кое-как "притер" свой истребитель к земле, не выпуская шасси, но японцы еще раз обстреляли его и подожгли. Раненый летчик все же сумел выбраться из кабины и отползти от самолета, прежде чем взорвался бензобак.

Японцы не стали гоняться за разлетевшимися в разные стороны "ишаками", а всей девяткой обрушились на эскадрилью Степанова. Наши летчики опять не смогли оказать организованного сопротивления. Вскоре три самолета оказались подбиты, а остальные рассеялись. Поврежденные машины полетели обратно к своему аэродрому, но низкая скорость устаревших поликарповских бипланов не позволяла им оторваться от противника. При заходе на посадку и уже на пробеге враги продолжали осыпать их пулями до тех пор, пока они не загорелись. Просто удивительно, что всем троим советским пилотам удалось спастись, причем никто из них даже не был ранен.

На этом примерно в 15.20 закончилась первая фаза сражения, причем закончилась она для нас крайне неудачно: две эскадрильи фактически разгромлены, сожжены четыре самолета, японцы же потерь не имели. Однако битва еще только начиналось...
15.15 с соседней площадки взлетели и устремились в бой 22 И-16 и 14 И-15бис из 70-го полка. Японцы, заметив столь большую группу противников, развернулись и стали уходить на свою территорию, пока наши не потеряли их из виду.

Но затем Моримото, очевидно, решил, что бегство не к лицу самураям, и вновь повел своих пилотов в бой. Возвращение его эскадрильи советские летчики приняли за появление новой группы вражеских истребителей. Этим, скорее всего, объясняется фраза из оперсводки о том, что пилоты 70-го полка дрались "с двумя группами И-96", а разница в их численности и несоответствие реальному количеству японских самолетов - вполне обычное дело для подобных документов.

Советские и японские истребители сошлись на встречных курсах. В яростной схватке наши потеряли шесть самолетов - пять И-15бис и один И-16. Пятеро пилотов погибли, шестой - лейтенант Прилепский - выпрыгнул с парашютом. Но и советские летчики на этот раз все же смогли поразить два Ки-27, которые рухнули на  монгольскую землю, причем в одном из них погиб капитан Моримото. Японцы остались всемером и без командира против тридцати советских машин.

Самолеты отчаянно маневрировали, пытаясь поймать друг друга в прицел, и в одной из атак старший сержант Сёго Саито столкнулся с краснозвездным  истребителем. При ударе его самолет лишился части консоли крыла, но благодаря своему опыту и хорошей "летучести" Ки-27 Саито сумел дотянуть до аэродрома и совершить посадку. В официальной биографии японского летчика говорится, что он, израсходовав боеприпасы, совершил таран намеренно, и что это был первый воздушный таран на Халхин-Голе.

Между тем, сражение шло уже более получаса. Патроны заканчивались не только у сержанта Саито, да и силы японских пилотов были на исходе. Один за другим "самураи" начали выходить из схватки, пытаясь спастись. Наши пустились в погоню. "Бисы" быстро отстали, но пилоты "ишаков", не уступавших врагам в скорости, отомстили за гибель своих товарищей, сбив над Маньчжурией еще несколько самолетов.

В 15.40 в битву вступил 22-й иап. 12 "ишаков" и 14 И-15бис из этого полка взлетели по сигналу тревоги. Их противниками оказались девять летчиков из 1-го чутая. Инициатива нападения снова принадлежала японцам, которые спикировали на группу "бисов", но вскоре подоспели И-16 и шансы уравнялись.

На нашей стороне был почти тройной численный перевес, на японской - более высокое мастерство, лучшая выучка и владение техникой. Завязалась "воздушная карусель", в которой японцы сбили семь самолетов - два И-16 и пять И-15бис, в том числе "ишачок" командира полка майора Глазыкина. По воспоминаниям участников сражения, Глазыкин сумел покинуть горящую машину и дернуть за кольцо парашюта, но во время спуска на него налетел чей-то сбитый неуправляемый самолет, смяв и разорвав купол. Удар об землю оказался для майора смертельным... Лейтенанту Крюкову повезло больше, он выпрыгнул из горящего И-15бис, раскрыл парашют и благополучно приземлился. Еще два поврежденных "ястребка" сели на вынужденную.

Нашим все-таки удалось сбить два Ки-27, кроме того, получил пулю в мотор и вышел из боя преследуемый советским истребителем самолет будущего пленника, сержанта Миядзимо. В конце концов, шестеро уцелевших японцев не выдержали долгой изнурительной схватки и обратились в бегство. И-16 гнались за ними до самого Ганьчжура, расстреляв на посадке еще два или три самолета.

24-st2

Участники битвы с японской стороны: командир 24-го сентая подполковник Кодзиро Мацумура, командир 1-го чутая капитан Сайдзи Кани и лейтенант Хиое Янага, возглавивший 2-й чутай после гибели капитана Моримото. Справа на переднем плане самолет лейтенанта Янаги с командирскими "кольцами" вокруг фюзеляжа и презентационной надписью на борту.
.
Возможно, составленная мною "мозаика боя" кое-где содержит пробелы и неточности, но в целом события развивались примерно так. Какие же выводы можно из всего этого сделать? Прежде всего, надо признать, что десятилетиями тиражируемые в советско-российской литературе рассказы о тридцати одном якобы сбитом 22 июня японском самолете и японские легенды о 47 или 56 "уничтоженных" в этот день советских машинах одинаково далеки от реальности. На самом деле, несмотря на четырехкратный численный перевес (как видно из оперсводки, в сражении непосредственно принимали участие 83 краснозвездные машины: 46 И-16 и 37 И-15), наши летчики смогли уничтожить от семи до десяти вражеских истребителей, а потеряли 17.

Столь неблагоприятное для нас соотношение потерь объясняется целым рядом причин, главные из которых - неопытность и довольно слабая летная, тактическая и стрелковая подготовка многих советских пилотов, их неумение координировать свои действия, незнание тактики и боевых приемов противника, сильных и слабых сторон вражеских самолетов. Сыграло негативную роль и то, что наши летчики вступали в бой отдельными разрозненными группами. В начале сражения это позволяло японцам громить их поочередно.

Также нельзя не отметить безусловное техническое превосходство японских истребителей Ки-27 над морально устаревшими бипланами И-15бис, на которые пришлось абсолютное большинство наших потерь (13 из 17 машин), хотя в общем количестве участвовавших в бою советских истребителей они составляли менее половины.

И все же, несмотря на горечь тяжелых утрат, победный для советских ВВС исход воздушной битвы не вызывает сомнений. 24-й сентай всего за пару часов лишился половины своих самолетов и четверти летного состава. Таких ощутимых ударов японские истребительные полки не получали еще ни разу. Но главный итог дня состоял в том, что впервые с начала конфликта японским пилотам пришлось отступить, не по своей воле покинув поле битвы. И впервые небо над Халхин-Голом осталось за нами.
Tags: ВВС, История, СССР, Халхин-Гол, Япония, авиация
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment