Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Дюралевый кит

avc_00174473.jpg

Ровно 95 лет назад, 6 ноября 1922 года, впервые поднялся в воздух гидросамолет Дорнье Do-J, он же "Валь", то есть "Кит". Поскольку Версальский договор запрещал Германии строить большие самолеты, которые могли быть использованы в качестве бомбардировщиков, немецкий авиаконструктор и предприниматель Клаудио Дорнье перенес производство в Италию. Именно там был построен и прошел испытания первый "Кит", а потом начался его серийный выпуск.

Do-J получился очень удачным, пожалуй, это была лучшая в мире тяжелая летающая лодка 1920-х годов. Он отличался хорошей устойчивостью, легкостью управления, высокой прочностью, надежностью и долговечностью. Благодаря цельнометаллической конструкции некоторые "киты" летали более 20 лет, "намотав" многие миллионы километров, что было бы немыслимо, если б Дорнье по примеру большинства его современников спроектировал более простую и дешевую деревянную машину.

До 1933 года Do-J выпускался в Италии, а потом, в связи с отказом пришедшего к власти Гитлера от версальских ограничений, произвоство перенесли в Германию, одновременно сменив индекс на Do-16. Но название осталось прежним. Всего было построено порядка 250 "китов". Казалось бы, не так уж много (самолет считался довольно дорогим), но известность и популярность этих машин значительно превосходили их тираж. Военные и гражданские варианты Do-J применялись во множестве стран. Помимо Италии и Германии, они носили эмблемы СССР, Испании, Португалии, Японии, Чили, Аргентины, Бразилии, Колумбии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Югославии, Нидерландов и Уругвая.

При этом самолеты делались под требования конкретных заказчиков, а потому "Кит" имел более десятка модификаций, порой очень сильно отличавшихся друг от друга. Менялись двигатели, оборудование, вооружение, объемы бензобаков и т.д. Некоторые машины оснащались пассажирскими салонами или грузовыми трюмами (на тогдашних тяжелых гидросамолетах грузовые отсеки называли "по-корабельному"), для чего приходилось серьезно перекомпоновывать носовую часть фюзеляжа.

Плоское и прочное днище лодки, сделанное из толстых алюминиевых листов, давало "китам" возможность действовать не только с воды, но также - со снега и льда, что обусловило их широкое применение в Арктике. Вплоть до начала Отечественной войны советские Do-J возили грузы над тундрой и осуществляли ледовую разведку в Северном Ледовитом океане, обеспечивая фукнционирование Северного морского пути. Самолет, родившийся в жаркой Италии, оказался заправским полярником. Помимо 26 таких гидропланов, закупленных в 1926-29 годах у фирмы "Дорнье", в СССР было построено еще шесть - с советскими моторами М-17.

Кроме Италии, Германии и Советского Союза, "Вали" выпускались по лицензии в Голландии, Испании и Японии, правда, японцы сделали всего два самолета в гражданском варианте. Испанские Do-J, пережившие гражданскую войну, прослужили дольше всех, последние из них были списаны в 1950 году. На заставке - одна из этих машин в полете, снятая из кабины другого самолета.

doj-2.gif
Боковой разрез фюзеляжа военного варианта Do-J с английскими моторами Ролл-Ройс "Игл".

17338716132_7b6ab932ab_b.jpg
Пилотская кабина Do-J выглядела довольно лаконично, в стиле своего времени. Управление было сдвоенным, чтобы пилоты попеременно могли отдыхать, так как продолжительность полетов порой составляла много часов.

DornierWal1928-2bisx10.jpg
Аргентинский Do-J на съемном шасси для буксировки по земле. Интересно, что основные колеса сделаны плавучими, чтобы после скатывания самолета в воду их не приходилось доставать со дна.

26174234982_cbf081db9d_b.jpgНорвежский Do-J рулит по снегу.

Dornier Wal.jpg
Бразильский Do-J "Атлантико", оборудованный пассажирским салоном, при этом пилотская кабина смещена назад.

ImageServer.jpg
Интерьер салона Do-J. На задней стенке видна вертикальная лестница для выхода на "палубу", то есть, на крышу фюзеляжа. По понятным причинам, обычных дверей в бортах не было.

d-2069-1.jpg
Do-J с радиокомпасом и видоизмененным хвостовым оперением разбегается перед взлетом.

dornier_doj_-_nasm-1a37122.jpg
Еще одна пассажирская версия Do-J.

Superwal.jpg
Поздняя модификация летающей лодки (иногда ее называли "Суперваль") с двумя пассажирскими отсеками и закрытой кабиной пилотов.


Дорнье "Советский север" на побережье Белого моря.

1_2.jpg
Вверху - советская военная версия Do-J с пулеметными турелями и моторами "Лоррэн-Дитрих". Такие самолеты применялись до 1937 года на Черноморском и Балтийском флотах в качестве дальних разведчиков.
Внизу - гражданский (переоборудованный из военного) Do-J советского производства с моторами М-17, который использовался Главным Управлением Северного морского пути для ледовой разведки.
   
Tags: ВВС, История, Италия, СССР, авиация, дизельпанк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Легендарный "Наган"

    126 лет тому назад, 13 мая 1895 года, одним из первых указов царя Николая II на вооружение российской армии был принят бельгийский револьвер…

  • Война на серебре

    Ровно 175 лет назад, 13 мая 1846 года, Соединенные Штаты Америки объявили войну Мексиканской республике. Началась одна из множества захватнических…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

Recent Posts from This Journal

  • Легендарный "Наган"

    126 лет тому назад, 13 мая 1895 года, одним из первых указов царя Николая II на вооружение российской армии был принят бельгийский револьвер…

  • Война на серебре

    Ровно 175 лет назад, 13 мая 1846 года, Соединенные Штаты Америки объявили войну Мексиканской республике. Началась одна из множества захватнических…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…