я

Як об палубу шмяк



Такое нелестное прозвище получил у советских летчиков палубный самолет вертикального взлета и посадки Як-38. Причем в оригинале вместо "шмяк" стояло другое короткое слово, которое лучше рифмуется со словом "Як", но его нельзя употреблять в моем блоге. А получил он это прозвище, как несложно догадаться, за выдающуюся аварийность. За неполных 15 лет эксплуатации из 231 серийного экземпляра 48 (то есть, почти 21%) разбились в авариях и катастрофах. Больше ничем примечательным самолет не запомнился, кроме того, что это был второй в мире после британского "Харриера" серийный боевой СВВП.

А вспомнил я о нем, потому что сегодня - 45-я годовщина первого взлета Як-38 с палубы противолодочного крейсера-вертолетоносца "Москва" и посадки на тот же корабль, то есть, первого полета по полному палубному циклу. Тот пробный полет завершился гораздо более успешно, чем у самолетов на фотографиях и в видеоролике, помещенных внизу. А на заставке - нарисованные мной несколько лет назад для одного журнала цветные проекции Як-38 в различных окрасках.
Сверху вниз:
Як-38, применявшийся в качестве штурмовика во время Афганской войны, аэродром Шинданд. май 1980 г.
Як-38 проходивший контрольные испытания весной 1982 г.
Экспериментальный камуфляж Як-38, предназначенных для действий с наземных площадок на Европейском ТВД, 1986 г.










promo vikond65 май 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт предзаказ на мою книжку, которая должна выйти из печати примерно через неделю. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Если память не изменяет, в Афганистане, Як показал себя совершенно никаким.
Кстати, в упомянутых 48 случаях - сколько пилотов спаслось?
если я правильно прочитал: с момента установки на серийной машине системы автоматического катапультирования ни один летчик не погиб.

Edited at 2017-11-22 08:24 pm (UTC)
Собственно, какую конкретно роль Як-38 играл в тактических построениях советского флота так и остается загадкой... При его летных характеристиках и отсутствии радара, он не мог с уверенностью прогнать даже "Орион" или "Викинг".
Я думаю, тут сработала простая "логика": если у них есть СВВП, значит и у нас должно быть нечто подобное, пусть даже гораздо хуже.
Вариант Як-39 могли быстро довести до британского уровня, но выбрали гораздо более сложный и затратный Як-41.
Замахнулись слишком высоко, да. Ну и не уверен я, что Як-39 можно было довести до британского уровня... Сама по себе идея с несколькими подъемными движками по определению уступала в надежности идее одного движка с поворотными соплами; если при парении какой-нибудь из подъемных движков давал хоть небольшой сбой, машина теряла стабильность. У "Харриера" же при любых флюктуациях в движке, тяга во всех соплах менялась равномерно.
В сравнении со "Старфайтером" аварийность не так чтобы запредельна. 21 процент против 46 у "Старфайтеров" на канадской службе.


Там стояло 4 что-ли отдельных, довольно ненадежных движка, дувших чисто вниз, для взлета/посадки. При сбое хотя бы одного, самолет терял равновесие и делал шмяк, что и потребовало еще от самолета самому решать, что пилоту пора выходить. Где-то было видео с показательного выступления пары 38-х, когда один на нулевой скорости опрокинулся, выбросив летчика. Ну и, конечно, попытка использовать их в Афгане - отдельная песня. Они и над морем-то в жару не очень, мягко говоря, хорошо летали, а уж в тех горах, летом...
Замысел (давний и не в СССР) был как раз в том, чтобы двигателей было много, отказ одного не вел бы к аварии.
А сейчас в нашей армии эксплуатируются этот или другие самолёты вертикального взлёта? и есть ли вообще другие? А то я смутно припоминаю, что вроде в какой-то из последних годов существования СССР на какой-то авиа-выставке демонстрировался какой-то новый такой самолёт, не Як.
Не эксплуатировались, но почитайте об Як-141. Хотя бы вики. Потом задайте вопросы.
В конце 80-ых в одом из ресторанов Хабаровска подсели за столик к скучающему майору морской авиации. Оказался пилотом-палубником с Як-38. Со словами: "Уважаем, но не завидуем" стоя выпили за его здоровье и совпадение количества взлетов и посадок.
По поводу видео
Ну, хорошо хоть не об палубу - по крайней мере, корабль не пострадал.

Интересно, сейчас это "чудо" техники ещё не сняли с вооружения?
Re: По поводу видео
Давно сняли. Ему на замену должен был прийти Як-141, но не получилось.
Я пошучу, что на профилях в кабине видна голова франкинштейна:)

Полубокс с челочкой
В F-19 на театре боевых действий Северная Европа можно было повстречаться с такими. Як-и были сухопутного базирования и больно били своими ракетами ближнего радиуса действия.
когда в Саратове их делали, то испытания самолета проходили над Волгой. Они как раз над бабушкой пролетали и я мог отчетливо видеть их брюхо. Но если бы знал о такой аварийности, то лучше бы, конечно, не выбегал на улицу каждый раз, когда от рева его двигателей начинал дрожать дом....
Редкостное было уебище. Внешне и внутренне. А вот 141 -й жалко....совсем другое дело получилось
"В небо взвился грозный Як
и об палубу х...к!"
:))
Когда-то на практике клепал вертикальное оперение для него на Саркомбайне.Эх,молодость..
Ну вообще-то Як-38 в плане аварийности не отличался в худшую сторону от других самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. "Харриер" и его пиндосский вариант AV-8 имели ещё более удручающую статистику аварий.
en.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_AV-8B_Harrier_II
----------------
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II
Number built AV-8B: 337
***
During its service with the USMC, the Harrier has had an accident rate three times that of the Corps' F/A-18s. As of July 2013, approximately 110 aircraft have been damaged beyond repair since the type entered service in 1985
***
Harrier family had the highest rate of major accidents among military aircraft in service at that time, with 148 accidents and 45 people killed
----------------
Сиречь, было построено 337 экземпляров "Харриеров" версии AV-8B, из них 110 штук было разбито (процент сами посчитаете, надеюсь), всего с ними было 148 лётных происшествий, погибло 45 пилотов. Что, собственно, вполне объяснимо: аварийность СВВП, тем паче морского базирования, по определению намного выше обычных самолётов в силу гораздо более навороченной конструкции, сложности пилотирования и принципиальных трудностей взлёта-посадки с палубы корабля. Так что "шмяк" Як-38 выглядит вполне скромно на фоне шмяков его аналогов. Любят у нас сами над собой поглумиться, панимаиш.
Чтобы сравнивать статистику аварийности различных типов машин, надо не только читать википедию, но и знать, на какое количество летных часов приходится одно летное происшествие. У вас есть такие данные по Як-38 и AV-8B?