Як об палубу шмяк

Такое нелестное прозвище получил у советских летчиков палубный самолет вертикального взлета и посадки Як-38. Причем в оригинале вместо "шмяк" стояло другое короткое слово, которое лучше рифмуется со словом "Як", но его нельзя употреблять в моем блоге. А получил он это прозвище, как несложно догадаться, за выдающуюся аварийность. За неполных 15 лет эксплуатации из 231 серийного экземпляра 48 (то есть, почти 21%) разбились в авариях и катастрофах. Больше ничем примечательным самолет не запомнился, кроме того, что это был второй в мире после британского "Харриера" серийный боевой СВВП.
А вспомнил я о нем, потому что сегодня - 45-я годовщина первого взлета Як-38 с палубы противолодочного крейсера-вертолетоносца "Москва" и посадки на тот же корабль, то есть, первого полета по полному палубному циклу. Тот пробный полет завершился гораздо более успешно, чем у самолетов на фотографиях и в видеоролике, помещенных внизу. А на заставке - нарисованные мной несколько лет назад для одного журнала цветные проекции Як-38 в различных окрасках.
Сверху вниз:
Як-38, применявшийся в качестве штурмовика во время Афганской войны, аэродром Шинданд. май 1980 г.
Як-38 проходивший контрольные испытания весной 1982 г.
Экспериментальный камуфляж Як-38, предназначенных для действий с наземных площадок на Европейском ТВД, 1986 г.




Кстати, в упомянутых 48 случаях - сколько пилотов спаслось?
Edited at 2017-11-22 08:24 pm (UTC)
По поводу видео
Интересно, сейчас это "чудо" техники ещё не сняли с вооружения?
Re: По поводу видео
Полубокс с челочкой
и об палубу х...к!"
:))
en.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_
----------------
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II
Number built AV-8B: 337
***
During its service with the USMC, the Harrier has had an accident rate three times that of the Corps' F/A-18s. As of July 2013, approximately 110 aircraft have been damaged beyond repair since the type entered service in 1985
***
Harrier family had the highest rate of major accidents among military aircraft in service at that time, with 148 accidents and 45 people killed
----------------
Сиречь, было построено 337 экземпляров "Харриеров" версии AV-8B, из них 110 штук было разбито (процент сами посчитаете, надеюсь), всего с ними было 148 лётных происшествий, погибло 45 пилотов. Что, собственно, вполне объяснимо: аварийность СВВП, тем паче морского базирования, по определению намного выше обычных самолётов в силу гораздо более навороченной конструкции, сложности пилотирования и принципиальных трудностей взлёта-посадки с палубы корабля. Так что "шмяк" Як-38 выглядит вполне скромно на фоне шмяков его аналогов. Любят у нас сами над собой поглумиться, панимаиш.