я

Красные руины Парагвая



440 лет назад, 26 ноября 1577 года первые два монаха Ордена Иисуса пришли на территорию тогдашней испанской колонии Парагвай и основали там первую иезуитскую обитель Сантьяго дель Эстеро. Постепенно туда стекались другие орденские братья, которым удалось полностью подчинить своими проповедями местное индейское население и безраздельно властвовать над ним более 150 лет.

Правление иезуитов в Парагвае оставило глубокий след не только в психологии его народа, лишь недавно вышедшего из первобытно-общинного строя, но и во внешнем облике страны. До сих пор потрясюще выглядят грандиозные краснокирпичные руины иезуитских монастырей-редукций, в которых на положении церковных рабов и в полной изоляции от внешнего мира жили, работали, молились и умирали многие поколения индейцев-гуарани. Можно себе представить, какое впечатление производили эти сооружения на самих индейцев, ранее не строивших ничего, кроме примитивных хижин из веток и листьев.

Монахи, закабалившие аборигенов, научили их делать кирпич, строительный раствор, возводить величественные здания, плавить медь и отливать колокола, рисовать фрески и вырезать сложные барельефы. Однако в середине XVIII века "империя" иезуитов рухнула под нажимом испанских и португальских колониальных властей, не желавших более мириться с существованием на своих территориях фактически независимого псевдогосударства, не подчинявшегося королевским указам и не платившего налогов.

Иезуиты пытались защищаться, сформировав из индейцев армию и отправив ее в бой против испано-португальских колониальных войск. Однако всё закончилось в первом же сражении у поселка Каибате, произошедшем в 1756 году. В этом бою, сразу же превратившемся в побоище, гуарани, не имевшие военной подготовки, боевого опыта, грамотных командиров и огнестрельного оружия, были разгромлены, потеряв 1511 человек убитыми и около 200 - пленными. Потери испанцев и португальцев составляли всего девять человек убитыми и 30 - ранеными.

Следствием этого разгрома стало закрытие редукций и поголовная депортация иезуитов, а освобожденные индейцы, предоставленные самим себе, быстро деградировали, вернувшись в прежнее примитивное состояние. Они вскоре забыли архитектурно-строительные и художественные навыки, ставшие ненужными в крестьянской жизни. Опустевшие монастыри, которым не нашлось другого применения, начали ветшать и разрушаться.

Более 200 лет до них никому не было дела, однако уже во второй половине ХХ века парагвайские власти смекнули, что это весьма полезные объекты для привлечения иностранных туристов. Остатки монастырей и храмов расчистили от растительности и мусора, к ним подвели дороги и сейчас они сохраняются в виде живописных развалин как местные достопримечательности.



Индейцы гуарани. Миссионеры научили их молиться по католическому обряду, свято чтить власть и носить одежду, без которой "дети лесов" ранее прекрасно обходились. Взамен аборигены своим трудом обеспечивали мудрым и красноречивым монахам сытую и беззаботную жизнь.

05695d580471e00de3225087b139bd51__980x.jpg
 Двое странствующих монахов, отправленные проповедовать в Южную Америку и положившие начало иезуитской "империи".

Redução Jesuitica.jpg
 Схема типичной иезуитской редукции. Всего в Парагвае было построено около 40 подобных поселений.


Руины редукции Сан Мигель де Мисьонес стоят на территории, которая после Великой Парагвайской войны отошла к Бразилии. Когда-то в этом монастыре подвизалось два-три десятка монахов из Испании, Италии и Португалии, а их кормили и обслуживали более четырех тысяч крещеных индейцев.








 Развалины редукций Тринидад и Хесус де Таварангуэ.


 Экскурсанты у остатков храмовых ворот в редукции Сан Игнасио.




 Образцы барельефов из обожженной глины.


 Еще одни ворота с богатой резьбой и мощеная керамическими плитами дорога, проложенная почти 400 лет назад.


 Единственная хорошо сохранившаяся до наших дней иезуитская редукция Южной Америки находится на территории нынешней Боливии.




Портреты некоторых парагвайских иезуитов, которым полтора века удавалось силой убеждения держать в абсолютной покорности местное наеление, несмотря на то, что их было очень мало - всего от 200 до 400 человек на несколько сот тысяч индейцев. По понятной причине иезуиты не размножались, кроме того, они не принимали в свои ряды аборигенов, поэтому восполнение "естественной убыли" правящей элиты происходило только за счет прибытия новых миссионеров из Европы.

00_capa.jpg
 Воины индейского ополчения, набранного иезуитами для защиты своих владений и португальские колониальные драгуны.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Чойта девки бритые во всех местах.

А во рту кляп заранее вставлен?
Всегда занимал вопрос, как им удавалось прийти в чужие земли и без насилия навязать свои ценности, хоть в южной америке. хоть в Японии,
Исключительно добрым словом и личным примером. Ребята научили дикарей самым современным на тот момент методам обработки земли и организации труда. Бедные угнетаемые дикари, место того, чтобы мереть как мухи начали плодиться как кролики и создавать новые и новые редукции. Даже эпидемия чумы их не выкосила.
А с пистолетом пришли туда как раз испанцы с португальцами, ибо поделили наконец индейские земли промеж собой. Дележ никому не нужного и Богом забытого угла мира был предпринят исключительно в рамках общеевропейской кампании против иезуитов.
Правда автор немного не рассказал, что почему то в 1760 году португальцы вывели оттуда свои войска, а потом и вообще Испания и Португалия аннулировали соглашение о границе, ибо вопрос решили в глобальном масштабе и иезуитов изгнали с тех земель. Я больше чем уверен, что под чутким руководством просвещенных европейцев дикари сразу зажили свободно и счастливо. Но злые языки утверждают, что индейцы устроили европейским "цивилизаторам" то же, что наши устроили таким же "просветителям" в 1812 или в 1942-1944. Но я не верю, ибо террористы не могут противостоять регулярной армии :) Думается мне, что индейцы, получив свободу сразу подались в очаги цивилизации.

Хорошо с этим случаем вы внесли ясность, а вот как в Японии вышло у иезуитов обратить кучу людей в христианство, а в южных провинциях почти поголовно, Ведь и не дикари были,
на счет индейцев рабов не согласен. де факто территории иезуитов можно рассматривать как прообраз социалистических государств, которые слишком сильно выделялись на фоне махрового феодализма окрестностей. насколько помню иезуиты и на украине отметились с попыткой создания аналогичных колоний, но все были перетоплены казачками хмельницкого, у которого были очень сложные отношения с орденом "исуса сладчайшего".
а так последователи святого игнатия были народом хитрым, хорошими психологами, что и позволяло им управлять такими народными массами
победил тот и побеждает на данный момент тот кто считал и считает индейцев на уровне обезьянок. А если система работает значит она права.....
Рассматривая эти руины и узнав их историю появился вопрос - такие капитальные храмы, постройки были попросту брошены одними и совершенно не заняты другими "братьями по вере". Ведь и испанцы, и португальцы тоже вовсю христиане, а тут солидные конструкции отгроханы и паства подготовлена - и не оприходованы. Почему? Далеко? Никому не надо?
Содержание и текущий ремонт этих сооружений требовали слишком больших сил и средств, а взять их было негде. Еще раз так охмурить индейцев, чтобы они снова начали вкалывать бесплатно, никому не удавалось вплоть до Франсии. Но Франсия был ярый антиклерикал, который вообще запретил монашество и выгнал папского наместника. Естественно, ему эти редукции были до лампочки, он вместо них создавал "колхозы".
начиная с середины 17 века испания уже была не та...)))
Если индейцы в редукциях жили на положении рабов, почему же они не восстали против иезуитов при первой возможности - то есть, не перешли массово на сторону испано-португальской армии? Видимо, их жизнь под властью иезуитов всё же больше напоминала некий симбиоз, нежели традиционное рабство. Что-нибудь в стиле Северной Кореи или полпотовской Кампучии.
А разве не апостол Павел сказал: «Всякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению»?
Индейцы, жившие в редукциях, были истинными христианами, точнее, такими их воспитали иезуиты.
С Апостола Павла учение Церкви об отношении к властям только начинается, но не заканчивается. Помимо этих слов Апостола, стоит осмыслить и другие библейские тексты - например, полностью оправданное Библией восстание Ииуя против Ахава.

Апостол, провозглашая послушание властем предержащим, тут же устанавливает и пределы такого послушания: власти надлежит слушаться, пока и поскольку она выполняет функцию борьбы со злом, пока пресекает распространение греха в мире. Иезуиты, не имевшие собственной вооружённой силы и вынужденные в итоге мобилизовать тех же индейцев, вряд ли могли эффективно выполнять функцию по поддержанию порядка. А раз так - они со своими претензиями на власть становились классическими узурпаторами.