я

Дал порулить



Ровно 75 лет назад, 14 декабря 1942 года, в трех километрах от совхоза Пахтарал в Южном Казахстане разбился крупнейший в мире пассажирский авиалайнер ПС-124, он же - АНТ-20бис - второй экземпляр самолета-гиганта "Максим Горький". Сам факт этой катастрофы был рассекречен только спустя несколько дсятилетий, а ее причина и обстоятельства стали известны лишь благодаря открытию архивов в постсоветскую эпоху.

ПС-124 (от "родного" обозначения, представлявшего собой инициалы А.Н. Туполева, отказались после ареста авиаконструктора) был построен в 1938 году, а 15 мая 1939-го начал возить пассажиров на линии Москва - Минеральные Воды. Однако в конце 1940 года из-за хронической убыточности его поставили "на прикол" и расконсервировали только через год, уже в разгар войны. Самолет направили в Среднюю Азию, где он использовался для грузопассажирских перевозок, принимая на борт до 85 человек.

В последнем рейсе по маршруту Ургенч - Ташкент на ПС-124 летели 26 пассажиров, 10 членов экипажа и три тонны различных грузов. Этот маршрут был хорошо известен пилотам, они летали по нему в обоих направлениях уже много раз. Сперва всё шло как обычно, но примерно в 90 километрах от Ташкента самолет вдруг начал опускать нос, все более увеличивая угол снижения, потом перешел в крутое пике и врезался в землю под углом 80 градусов. При ударе погибли все находившиеся на борту, но пожара не возникло, и это облегчило расследование катастрофы.

Первое, на что обратила внимание следственная комиссия, было необычное положение управляемого стабилизатора, который в момент катастрофы был установлен на пикирование. При таком положении стабилизатора машину практически невозможно удержать штурвалом в горизонтальном полете.

Второй шокирующий сюрприз ожидал следователей в обломках пассажирского салона. Там, рядом с телом одного из пассажиров был обнаружен абсолютно голый труп командира экипажа, летчика Говяза. А в командирском кресле пилотской кабины находился труп с документами на имя некоего Козлова, не входившего в состав экипажа. И именно этот Козлов зачем-то включил электромеханизм, который перевел стабилизатор в пикирующее положение.

Комиссии не составило труда выяснить, что Козлов, служивший пилотом Узбекского отдела ГВФ, но никогда не управлявший тяжелыми многомоторными самолетами, летел этим рейсом в качестве пассажира. Но закономерно возник вопрос: почему он оказался за штурвалом? По понятной причине, ответить на него было некому. Также остался без ответа вопрос: почему второй пилот, сидевший справа от Козлова, не обратил внимания на его действия и не помешал ему направить самолет в землю?

Оставалось только составить гипотетическую версию, согласно которой Говяз, по какой-то причине оставивший свое рабочее место, посадил вместо себя Козлова, а тот случайно или намеренно устроил катастрофу. Второй пилот в это время был всецело погружен в собственные мысли, либо просто спал. В общем, гибель второго "крылатого исполина" была столь же нелепой, как и первого, только причиной ее стало не воздушное хулиганство и преступное лихачество, а запредельная безответственность и разгильдяйство.


 ПС-124 на аэродроме Казанского авиазавода во время летных испытаний осенью 1938 года.


 ПС-124 во время службы в "Аэрофлоте".
Buy for 30 tokens
“Я выбираю свободу”, - сказал себе однажды московский журналист Александр Орлов, и уехал в Прагу. Именно там находится штаб-квартира известной еще со времен “Холодной войны” радиостанции, которая с тех пор превратилась в огромный медиа-холдинг с аудиторией сильно больше, чем население одной…
Слава Богу, меня там не было. В аварийном акте написано "полностью без одежды", но никаких объяснений этого факта не приводится.
Козлов - интересная личность.
Возможно, НКВДистам стоило перетрясти родню Козлова, поинтересоваться: а не был ли он как-то связан с какими-нибудь подозрительными иностранцами? Козлов ведёт себя как самый настоящий камикадзе. Почему бы? Месть советской власти за что-либо? Или действовал по поручению иностранной разведки?

Ну, и второе: почему командир в момент гибели оказался голым?
интересная месть или поручение иностранной разведки - разбить самолет, который совершал обычный рейс. а вот авиакатастроф когда самолет разбивался из за посторонних в кабине хватает
Все вранье. Каждому малолетке Известно что при Сталине был порядок и за разбитый самолет всех их немедленно бы расстреляли.
Когда самолёт врезается в землю под углом 80 градусов, от него остаётся помолка с мясным фаршем.
Это зависит:
а) От высоты
б) От скорости
И то, и другое, по современным меркам, было весьма небольшим. Изначально машина шла на 500 метрах и на скорости порядка 200 км/ч, а угол 80 градусов она приобрела непосредственно перед столкновением с землей.
Там, рядом с телом одного из пассажиров был обнаружен абсолютно голый труп командира экипажа, летчика Говяза. А в командирском кресле пилотской кабины находился труп с документами на имя некоего Козлова, не входившего в состав экипажа.
Ещё версия: играли на раздевание, командир проиграл, пытался отыграться, Козлов выиграл и "суперприз": "порулить".
интересная версия
но для того времени какая-то легкомысленная, нет? вот так они сидели в самолёте среди других пассажиров, резались в картишки на раздевание... причём командир до последних трусов пытался отыграться, не стесняясь пассажиров... не удалось... отдал штурвал с категорическим указанием штурману (или кому там): не мешать крутить победителю!... все остальные пассажиры обречённо на это взирают...
Параметрические были, но на рейсовые самолеты их не ставили. Только на экспериментальные машины, да и то не всегда. А речевых не было.
ПС-124 (от "родного" обозначения, представлявшего собой инициалы А.Н. Туполева, отказались после ареста авиаконструктора)
Не так.
То есть, Туполев к тому времени действительно был арестован.
Однако к изменению названия типа самолета этот факт отношения не имеет. Просто по некоей традиции или порядку машины на разных этапах и в разных ведомствах имели разные названия. Так, АНТ-4 имел такое обозначение в КБ, в войсках он обозначался как ТБ-1, а в гражданской авиации - как Г-1 (Главвоздухфлот-1 или Граджанский-1). Аналогичны "связки" АНТ-6 - ТБ-3 - Г-2, Р-5 - П-5 (поликарповские самолеты почему-то не имели КБшного обозначения), Ли-2 - ПС-84, АНТ-40 - СБ - ПС-40, и т.д.
Эта чехарда названий, возможно, имела отношение к мании секретности, а может, причины были и иные.
Именно с "посадкой" Туполева было связано то, что аббревиатура АНТ исчезла из документооброта Авиапрома, ЦАГИ и НИИ ВВС. Во всяком случае, произошло это сразу после его ареста.
Подумаешь "дал порулить". Теперь уже довольно давно (лет 25 назад), недалеко от Междуреченска разбился А-310, и комиссия установила, что командир "дал порулить" своему сыну, 10-12 лет. Я подробностей не помню, но все погибли, и их было много, больше чем на АНТ.
Да, я знаю про эту историю, тоже феерическое раздолбайство, конечно. Но там был автопилот, и никому не пришло в голову, что пацан умудрится случайно его отключить.
По поводу голого летчика - как вариант кислородный баллон мог рядом лопнуть и пыхнуть. При взрывах на кислородных станциях голые трупы - обычное дело.
Да не было там в салоне кислородных баллонов. ПС-124 на больших высотах не летал.
провокационный вопрос - а за рубежом таких катастроф много было ?
Примитивная гигантомания
Состряпали дикари из палок и говна большое воздушное судно, и даже механическую начинку у буржуев приобрели (либо украли), и все бы ничего, вот только мозгов приобрести ни у кого не удалось, потому оба папуасских авиалайнера ожидаемо разбились...
Туда им, собственно, и дорога)
Безмозглый антисовок
Самолеты марок "ТУ" стряпают до сих пор. Ничего.. Летают - буржуев отпугивают..
командир в это время трахался со стюардессой в служебной кабине
Там не было стюардессы. В этом случае не понятно, почему такое счастье прошло мимо второго пилота и Козлова.
Преступное лихачество, разгильдяйство и безответственность - это неотъемлемые черты личности почти всех советских/российских рулевых. Это относится не только к пилотам.