Сегодня посмотрел этот разрекламированный фильмец, собравший массу восторженных рецензий. И, честно говоря, был в шоке, поскольку столь маразматичного убожества и убогого маразма я не ожидал. Не готов я был морально к такому сочетанию, поскольку знал из многочисленых статей и книг, что на самом деле представляла собой Дюнкеркская операция. Контраст с увиденным на экране был просто ошеломляющий.
Представьте себе, что в фильме под названием "Курская дуга" вам показывают три советских танка, на которых по очереди наползают два немецких. И это на полном серьезе называют величайшим танковым сражением. Вы скажете, "абсурд", но примерно то же самое, только применительно к авиации, показано в "Дюнкерке".
Для тех, кто не знает, сообщу, что в операции по воздушному прикрытию эвакуации британских войск из Дюнкера было задействовано более 400 истребителей ("Харрикейнов", "Спитфайров", "Бленхеймов" и "Дефайентов"), совершивших в общем счете 1764 боевых вылета. А против них действовало свыше 1000 немецких истребителей и бомбардировщиков, совершивших 3815 боевых вылетов. Немцы атаковали группами по 30-40 машин одновременно.
Над Дюнкеркским плацдармом и проливом Ла-Манш разворачивались грандиозные воздушные бои с участием сотен самолетов, в которых было сбито 162 самолета союзников (132 английских и 30 французских) и 102 немецких.
А что мы видим в "Дюнкерке"? Весь плацдарм, а заодно и корабли в проливе прикрывают всего 3 (прописью - ТРИ) "Спитфайра". Собственно, только они и воюют за англичан на протяжении всего фильма. А атакуют британцев сперва три "Юнкерса-87", потом один "Хейнкель-111" под прикрытием пары "мессеров", а потом - еще один "Хейнкель" без прикрытия. И всё! Согласно мистеру Кристоферу Нолану, написавшему сценарий "Дюнкерка", ни у англичан, ни у немцев больше самолетов не нашлось.
Даже в древнем как скелет мамонта фильме "Битва за Британию", вышедшем на экраны почти полвека назад, действия авиации были показаны куда более масштабно и с привлечением во много раз большего числа самолетов, причем - реальных, поскольку ни о какой компьютерной графике тогда никто не слышал. А сейчас, вообще-то, 21-й век на дворе. В этой связи абсолютно непонятно, на что ушел бюджет фильма в 100 миллионов долларов? Никита Михалков за втрое меньшие деньги показал, хотя бы, парусные танки и срущего в полете фрица, а тут даже этого нет...
Но, хватит об убожестве, перейдем к маразму. Меня особенно порадовала сцена в середине фильма, когда английский пилот, решив совершить вынужденную посадку на воду, сперва открыл, а потом зачем-то захлопнул фонарь кабины. Очевидно, для того чтобы фонарь заклинило, а летчик в тонущем самолете долго и пафосно пытался продолбить его сперва кулаком, а потом рукоятккой револьвера. Продолбить, естественно, не удалось и "Спитфайр" ушел на дно с затопленной кабиной.
Но тут сквозь толщу воды, как Десница Господня, просунулся багор и пробил в фонаре дырку. Летчик, словно ртутный терминатор из соответствующего фильма, как-то просочился сквозь эту дыру и моментально вынырнул на поверхность. Оказалось, что багор принадлежал парню-добровольцу с подошедшего точно в нужный момент спасательного катера.
Но на этом чудеса не закончились. Спасенный пилот уже в следующей сцене, то есть через несколько минут (в небе еще продолжается бой, в котором его сбили) показан на палубе катера с сухими волосами, в абсолютно сухом обмундировании и выглаженной сорочке!
По-моему, такие приколы могут быть уместны, разве что, в киносказках про Бэтмена, на которых раньше специализировался мистер Нолан. Но в картине, претендующей на реализм, это просто издевательство над зрителями.
Ближе к концу есть еще одна замечательная сцена. Другой английский пилот, у которого над Дюнкерком кончился бензин и остановился двигатель, решает по-планерному приземлиться на пляж. За несколько секунд до посадки, пролетая на малой высоте над берегом, он видит под собой длинные цепочки английских солдат, стоящих в ожидании эвакуации.
Но после приземления оказывается, что пляж абсолютно пустой! Все англичане за эти несколько секунд успели утопиться или раствориться в воздухе. Выбравшись из кабины, летчик поджигает самолет, а потом терпеливо топчется на месте, ожидая, когда придут немцы и возьмут его в плен. Никаких попыток спастись он не предпринимает, а ждать пришлось долго, немцы появляются только после заката.
Перечислять ляпы и несуразности фильма можно еще долго, но, думаю, сказанного уже достаточно, чтобы оценить этот шедевр. Скажу одно: "Дюнкерк" - худший военный фильм, который меня угораздило посмотреть после черенково-лопатной "Цитадели".
Journal information