Разумеется, пройти мимо такого музея я не мог. Интересных экспонатов там множество (о некоторых из них я еще напишу), но этот очаровал меня с первого взгляда, тем более что ничего подобного я еще не видел. Одноцилиндровый четырехтактный бензиновый мотор водяного охлаждения укреплен на несамоходном шасси с изящными чугунными колесами. Цилиндр расположен горизонтально и выглядит как паровозный котел, а над ним установлен похожий на кастрюлю топливный бак. Два огромных маховика одновременно являются шкивами для приводных ремней. Мотор развивал мощность пять лошадиных сил, а запускался он прокруткой вручную одного из маховиков.
Локомобиль изготовлен в начале 1920-х годов чехословацкой фирмой "Лоренц", которая до войны снабжала всю Европу подобными устройствами. До наступления всеобщей электрификации как паровые, так и более дорогие бензиновые локомобили пользовались спросом у зажиточных крестьян, применявших их в качестве силовых приводов механических веялок, молотилок, мельниц и другой сельхозтехники, а также насосов и электрогенераторов.
О поставках этих машин в СССР мне слышать не приходилось. Неизвестно - кем, когда и сколько их было закуплено. И вполне вероятно, что на сегодняшний день этот бензолокомобиль - единственный в России.


Локомобиль "Лоренц", снятый с разных ракурсов. Состояние машины весьма хорошее, возможно, даже рабочее. Слева от нее на стене висит тоже довольно интересное устройство - прибор для проверки на прочность приводных ремней.

Заводская табличка на бензобаке. Слева видна крышка карбюратора, в центре - трубка системы охлаждения, а справа - две капельные масленки для смазки кривошипно-шатунного механизма.

Найденная на просторах интернета фотография "Лоренца" из Франции.


А это бережно - сохраненная в Великобритании более компактная версия того же чешского локомобиля в три лошадиные силы.
Journal information