Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Бензиновый "паровоз"

Несколько месяцев назад я уже писал о локомобилях - передвижных паровых двигателях для привода в действие различных промышленных и сельскохозяйственных машин. Эти типично стимпанковские устройства надолго пережили свое время и выпускались в СССР вплоть до начала полетов в космос. Они достаточно широко известны, однако сейчас мало кто знает, что в первые десятилетия ХХ века, помимо паровых локомобилей, существовали локомобили с двигателями внутреннего сгорания. Один из таких агрегатов стоит в техническом музее, разместившемся на территории бывшего пионерлагеря неподалеку от Черноголовки и совсем рядом с тем местом, где 22 июня проходила военно-историческая реконструкция.
Разумеется, пройти мимо такого музея я не мог. Интересных экспонатов там множество (о некоторых из них я еще напишу), но этот очаровал меня с первого взгляда, тем более что ничего подобного я еще не видел. Одноцилиндровый четырехтактный бензиновый мотор водяного охлаждения укреплен на несамоходном шасси с изящными чугунными колесами. Цилиндр расположен горизонтально и выглядит как паровозный котел, а над ним установлен похожий на кастрюлю топливный бак. Два огромных маховика одновременно являются шкивами для приводных ремней. Мотор развивал мощность пять лошадиных сил, а запускался он прокруткой вручную одного из маховиков.
Локомобиль изготовлен в начале 1920-х годов чехословацкой фирмой "Лоренц", которая до войны снабжала всю Европу подобными устройствами. До наступления всеобщей электрификации как паровые, так и более дорогие бензиновые локомобили пользовались спросом у зажиточных крестьян, применявших их в качестве силовых приводов механических веялок, молотилок, мельниц и другой сельхозтехники, а также насосов и электрогенераторов.
О поставках этих машин в СССР мне слышать не приходилось. Неизвестно - кем, когда и сколько их было закуплено. И вполне вероятно, что на сегодняшний день этот бензолокомобиль - единственный в России.

P1020413

P1020411
Локомобиль "Лоренц", снятый с разных ракурсов. Состояние машины весьма хорошее, возможно, даже рабочее. Слева от нее на стене висит тоже довольно интересное устройство - прибор для проверки на прочность приводных ремней.

P1020415
Заводская табличка на бензобаке. Слева видна крышка карбюратора, в центре - трубка системы охлаждения, а справа - две капельные масленки для смазки кривошипно-шатунного механизма.

moteur-05
Найденная на просторах интернета фотография "Лоренца" из Франции.

Lorenz_1_

Lorenz_2_
А это бережно - сохраненная в Великобритании более компактная версия того же чешского локомобиля в три лошадиные силы.
Tags: История, дизельпанк, прогулки с фотоаппаратом, техника, экзотика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сбитый чехом

    Ровно 65 лет назад, 20 мая 1960 года, вышел на летные испытания реактивный учебно-тренировочный самолет Як-30, спроектированный в ОКБ А.С.…

  • Дело о полку игореве

    Согасно трактовкам некоторыми историками первого русского литературного произведения "Слово о полку Игореве", ровно 840 лет назад, 20…

  • Арийская альтернатива

    Ровно 1700 лет назад (красивая цифра), 20 мая 325 года Анно Домини, в славном городе Никее (ныне — турецкий городок Изник) собрался первый…

promo vikond65 march 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments