я

Летучий датчанин



22 декабря 1928 года произошла одна из самых загадочных морских катастроф ХХ века. В Южной Атлантике бесследно исчезло крупнейшее в мире на тот момент парусное судно - датский пятимачтовый барк "Копенгаген". За неделю до этого он налегке вышел из Буэнос-Айреса, направляясь в Австралию, чтобы там загрузить трюмы пшеницей и отвезти ее в Европу. На борту корабля было 26 человек команды и 45 курсантов морского училища.

Столь малая численность экипажа объяснялось тем, что корабль, построенный в Шотландии в 1921 году, был хорошо механизирован, в частности, паруса поднимались и опускались электролебедками, а матросам уже не надо было совершать рискованные прогулки по вантам. Помимо парусов, судно имело вспомогательную дизельную силовую установку для использования в штиль и для привода электрогенераторов. Длина "Копенгагена" составляла 132 метра, ширина - 15, водоизмещение 7900 тонн, площадь парусной оснастки - более 5000 кв.м.

21 декабря "Копенгаген" провел последний сеанс радиосвязи, при этом с корабля не сообщали о каких-либо неполадках или ухудшении погодных условий. В это время он находился примерно посередине Атлантического океана и двигался на юго-восток к мысу Доброй Надежды. На следующий день корабль на связь не вышел и все попытки "дозвониться" до него ни к чему не привели.

Поисково-спасательная операция с привлечением многих судов и нескольких самолетов закончилась безрезультатно - не было найдено ни самого корабля, ни его обломков, ни одного из членов команды, живого или мертвого. На "Копенгагене" имелись все необходимые средства спасения - шлюпки, спасательные круги и пробковые жилеты с маркировкой судна, но и этих предметов тоже найти не удалось.

После этого случая, получившего широкую огласку благодаря СМИ, среди моряков возродилась, казалось бы, давно забытая легенда о кораблях-призраках. В течение нескольких лет суеверные матросы рассказывали, что после крутой пьянки видели ночью или в сумерках огромный пятимачтовый клипер, шедший куда-то с погашенными огнями и не отвечавший ни на какие сигналы. Причем "видели" его в самых разных районах мирового океана, в том числе и на противоположной стороне земного шара от предполагаемого района катастрофы.

В 1935 году в западноафриканской пустыне Намиб были случайно найдены семь скелетов в остатках морского обмундирования. Идентифицировать их не удалось, но обнаруженные там же форменные пуговицы датского флота позволили сделать предположение, что это останки части экипажа "Копенгагена", которой как-то удалось добраться до берега. Но это так и осталось предположением, которое не помогло раскрыть тайну исчезновения последнего клипера.


 "Копенгаген" у причала.


 "Копенгаген" на полном ходу под всеми парусами.


 "Копенгаген" с частичной парусной оснасткой.


 Носовая часть корабля
.
promo vikond65 14:54, sunday 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт предзаказ на мою книжку, которая должна выйти из печати примерно через неделю. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
>сумерках огромный пятимачтовый клипер,

Простите великодушно но важная поправка - "Кобхавн" не клипер никак - он из винджаммеров.

Клипера имели корпуса без "цилиндрической вставки" - повторяющихся по обводам шпангоутов. Это один из двух основных их признаков (второй - клиперский нос - впалые обводы носовой части)...

Винджаммеры - сменившие клипера имели более вместительные корпуса с цилиндрической вставкой (полезно для трюмов - на единицу длины судна максимальный объем) но немного уступали им из за этого в ходкости.

"Кобхавн" был отлично построенным кораблем - но не имел ни клиперского носа, ни клиперских обводов.

Отличное определение - клипер перед нами или винджаммер дал наш выдающийся парусник Лухманов - если в доке к подводной части корабля можно приставить стальную метровую линейку в любой точке и увидеть просвет - это клипер, если нет - винджаммер. Проверяли на единственном русском классическом парусном клипере "Мария Николаевна"... :-)


Я сильно сомневаюсь, что все мои читатели знают значение слова "винджаммер", оно распространено гораздо меньше, чем "клипер". А разъяснение технических подробностей не является темой данной заметки.
Но я чюйствовал, что обязательно найдется занудный перфекционист, который на этом оттопчется. :)

Edited at 2017-12-22 05:38 pm (UTC)
А суевериям тут самое место - бывалые моряки говорят, что плохо когда кораблю меняют имя - а тут кораблю сначала поменяли даже корпус, потом имя а потом вернули имя... КАК НЕ УТОНУТЬ С ТАКОЙ СИТУАЦИЕЙ?

Строили Кобхавн - построили Блек Дрегон, потом снова построили Кобхавн... Ай ай...

И вообще четыре ноги хорошо, две плохо (с) Пятимачтовики плохо кончали - "Проссейн" утоп столкнувшись с пароходом, первый "Франс" сначала был протаранен "Бленхеймом", а потом на нем исчезла команда в ураган, а судно бросили в море, "Мария Рикмерс" исчезла в море со всем экипажем в первом же рейсе, второй "Франс" 22 года сидел на мели а потом его шутки ради разбомбили американские летчики, "Кобхавн" исчез со всем экипажем.

Пять смертей из пяти...

Сейчас вон опять построили пятимачтовик, по образу и подобию "Пруссии" так что жду-ссс :-)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/SV_Royal_Clipper.JPG/1920px-SV_Royal_Clipper.JPG
надо было на Южную Америку ставить - гуано возить...тогда ни одно бы не утонуло
В 1935 году в западноафриканской пустне Намиб


Поправь
В детстве у меня была книжка "Тайны веков" - там было описано несколько подобных случаев. На меня прямо детством повеяло... :))

Скажите, а Вы сами какой версии придерживаетесь? или даже не пытаетесь строить догадки?
Там всё, что угодно, могло случиться. Айсберг, внезапный шквал (паруса вовремя не убрали, опрокинулись), пожар, инопланетяне, Джек Воробей и т.д.
Парусное вооружение
Как я понимаю, у "Копенгагена" было две грот-мачты, две фок-мачты и одна бизань-мачта?
Re: Парусное вооружение
На четырёх- и более мачтовых судах все мачты между фок- и бизань- называются одинаково - грот-мачтами, но им присваивают порядковые номера, считая от носа к корме: вторая грот-мачта, третья грот-мачта и т.д.
ну да.-"люди бывают 3-х видов- живые, мёртвые и те кто "ходит" по морю" (С).
И что интересно, несмотря на весь научно-технический прогресс, эта древнегреческая мудрость не потеряла актуальности вплоть до ХХ века. Впрочем, сейчас морской транспорт считается одним из самых безопасных.
я в тайне морских катастроф читал еще ребенком. в дании был в морском музее - сразу пошел искать модель, нашел
Спасибо Автору! Вспомнил детство, читывал я книгу американского автора "Тайны Бермудского треугольника", там большинство случаев вполне объяснимо и закономерно, но есть некоторые действительно загадочные. Здесь полемика разгорелась совсем не о том: барк или клипер-какая разница, главное пропал без вести
Не так давно были открыты гигантские волны-убийцы, внезапно появляющиеся на поверхности спокойного океана. Они способны накрыть даже супертанкер... С концами.
А посоветуйте толковую книгу (или несколько) по парусникам. Я все натыкаюсь на всякие практически детские энциклопедии крайне малой информативности и очень поверхностного охвата.