я

Как крутили "Динамо"

Моя недавняя мини-рецнзия на модный кинофльм "Дюнкерк" вызвала такое бурление субстанций и столь искрометную реакцию фанатов этого кинопродукта, что я решил напомнить, как там, в Дюнкерке, обстояли дела на самом деле, а не в фантазиях режиссера-сценариста Кристофера Нолана - специалиста по фильмам про Бэтмена. А для этого продублирую свою давнишнюю статью, написанную несколько лет назад.
Итак, поехали.

FxDBWW2-DefiantsDunkirk

3 июня 1940 года завершилась операция "Динамо" - эвакуация английских войск с Дюнкеркского плацдарма. Я не буду ее подробно расписывать, поскольку она достаточно известна, а кто не в курсе - легко может посмотреть в Википедии. Лучше остановлюсь на том, чего чего в Википедии нет, а именно - на оценке эффективности действий авиации в этих боях. В англосаксонских странах принято считать, что британские ВВС над Дюнкерком превосходно себя проявили, сорвав попытку помешать эвакуации и нанеся Люфтваффе очень суровый урон. Особенно выделяют якобы чрезвычайно успешный боевой дебют новых английских истребителей "Спитфайр".

Однако, если рассмотреть в деталях ход воздушного противоборства над Ла-Маншем и его песчаными пляжами, то вырисовывается совсем иная картина. Англичане и их французские союзники понесли гораздо более высокие потери в самолетах и не смогли эффективно защитить от атак свои корабли. За восемь дней операции из 860 плавсредств, привлеченных к вывозу войск, немцы утопили 243, в том числе девять эскадренных миноносцев, корвет и пять тральщиков, причем большинство этих жертв на счету авиации.

Гораздо более важную роль в том, что большинство английских солдат и офицеров, окруженных в Дюнкерке, все-таки удалось спасти, сыграли метеоусловия. В частности, 30 мая, когда с континента беспрепятственно вывезли почти 54 тысячи человек, германская авиация вообще не летала из-за дождя и сплошной низкой облачности. А когда распогодилось, англичанам из-за убийственного противодействия Люфтваффе пришлось вывозить свои войска лишь в короткие ночные часы.

При этом вывезти удалось далеко всё и не всех: свыше 40 тысяч солдат и офицеров, в основном - французов, в итоге были брошены на  берегу и сдались в плен. Кроме того, немцам досталось более 65 тысяч автомобилей и тракторов, 20 тысяч мотоциклов, свыше 300 танков, почти 2500 орудий, 11 тысяч пулеметов, 90 тысяч винтовок, а также 370 тысяч тонн боеприпасов и иного военного имущества.

Посмотрим на хронику воздушного противостояния над Дюнкерком сквозь призму статистики потерь противоборствующих сторон. Потери приведены только безвозвратные, только боевые и только - в районе сражения.

27 мая, первый день полномасштабной эвакуации. Немецкие ударные машины под прикрытием истребителей бомбят суда, англичане пытаются им помешать. В воздушных боях сбито 10 бомбардировщиков "Дорнье" Do-17Z, три "Юнкерса" Ju-88A, четыре "Хейнкеля" Не-111, семь двухмоторных "Мессершмиттов" Bf-110С, три одномоторных Bf-109Е и один разведчик "Хеншель" Hs-126. Итого - 28 машин.

Англичане в этот день потеряли в налетах на немецкие войска под Дюнкерком четыре бомбардировщика "Бленхейм", четыре легких многоцелевых самолета "Лайсендер", а в атаках на бомбардировщики и их эскорт -  14 "Харрикейнов" и пять "Спитфайров". Наиболее серьезный урон понес 145-й дивизион "Харрикейнов", лишившийся шести самолетов. Французы потеряли три легких бомбардировщика "Потэз-631" и два истребителя "Блок" МВ-152. Общие потери союзников - 32 машины.

28 мая. Погода ухудшилась и немцы резко снизили интенсивность авиаударов. Их потери составили всего четыре самолета: два Bf-109, один Не-111 и один разведчик Dо-17Р. Англичане потеряли в боях с "Мессершмиттами" три "Спитфайра", восемь "Харрикейнов" и три двухместных истребителя "Дефайент". В этот раз не повезло 213-му дивизиону "Харрикейнов", чей списчный состав уменьшился на пять самолетов. Зато "отличились" пилоты 610-го дивизиона "Спитфайров", сбившие над Ла-Маншем два английских морских пикировщика "Скьюэ". Таким образом, общие потери англичан - 16 машин, в четыре раза больше, чем у немцев.

29 мая. Англичане бросают все, что можно в атаки на cжимающие плацдарм немецкие войска и на торпедные катера Кригсмарине, топящие транспорты. В результате "Мессершмиттами" сбиты четыре "Бленхейма", три "Энсона" и пять бипланов "Суордфиш" из 825-го дивизиона берегового командования RAF. Истребительное командование потеряло 10 "Харрикейнов" и семь "Спитфайров". Потери французов в воздушных боях - один бомбардировщик Дуглас DB-7 и один истребитель Кертисс А-75. Немецкие потери: восемь Bf-109, четыре Не-111, три Ju-88, два Ju-87, два Do-17Z и один Bf-110. Соотношение - 31:20 в пользу немцев.

30 мая. Из-за плохой погоды у авиации "отгул", летали только разведчики и перехватчики. Англичане "завалили" два разведывательных Do-17P, а заодно и собственный метеоразведчик "Энсон". У немцев в этот день воздушных побед не было.


0779cfe189bdcdfd2a0d99e85dfd8abf

l03 1N3200 Sangatte Beach 1940 German Troops Peter R Arnold Collection. 01

1-P9374-01-004
Немцы после взятия Дюнкерка позируют на фоне сбитых "Спитфайров".

Dunkirk-5
Подбитый 29 мая и севший на дюнкеркский пляж Ju-88 командира 6-й эскадрили 1-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе Альфреда фон Эльхавена.

Dunkirk-4
Еще один "Спитфайр", сбитый над Дюнкерком и сгоревший на прибрежном песке.

Продолжение следует.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
просто фильм сей не про историю, а демонстрация французского экзистенциализма, вообще-то чуждого англосаксам, в оном историческом событии, истинные черты коего совершенно не важны, а важно положение субъекта на грани существования и несуществования
Осмелюсь предположить, что смысл высказывания выше следующий: "Творцы пришли к выводу, что при затрате вычислительные мощности компьютеров, изначально предназначенных для создания графики в фильме, в том числе большого кол-ва моделей самолетов, на генерацию криптовалюты "биткойн", итоговая выгода окажется больше"
Ну, я со многими Вашими мнениями не согласен, но в данном случае - согласен полностью:) Поделка из поделок:) Посмотреть, кав Вы советовали "битва за Британию" и "Достичь небес" - это и то лучше:)
Да, "Битва за Британию" и сейчас нормально смотрится, а когда она вышла в 1969 году, это вообще был шедевр.
Ну, ладно, "мессершмитты" там испанские, но все остальное... Да и актерский состав отнюдь не провальный:)
Четыре винтовочного калибра "Браунинга" на турели "Дефайента" -- ни о чем в 1940 году...
У "Дефайента", по-моему, основная проблема не в вооружении, а в самом "Дефайенте". :)