я

Как крутили "Динамо", продолжение

0c26c06eb736af0ee38bcc7445cede4b

31 мая. В этот день значительно активизировалась французская авиация на внешнем фронте дюнкеркского котла. Бомбардировочные эскадрильи атаковали немецкие позиции в районах Амьена и Абвилля. Результат этих налетов был незначительным, а цена - очень высока. Немцы сбили девять бомбардировщиков LeO-451, четыре DB-7, два "Мартина-167" и один "Бреге-693", а также четыре истребителя сопровождения "Девуатин" D-520 и один "Моран-Солнье" MS-406, всего 21 самолет. Потери Люфтваффе в этих боях составляли лишь три "Мессершмитта", два из которых сбили воздушные стрелки, а третий из-за ошибки пилота врезался в атакованный им бомбардировщик.

Тем временем над Дюнкерком и прилегающей к нему акваторией Ла-Манша вновь разгорелись схватки между немцами и англичанами. В них были сбиты два Ju-88, четыре Не-111 и 10 истребителей Bf-109. Потери англичан оказались гораздо крупнее: 10 "Харрикейнов", семь "Спитфайров", шесть "Дефайентов", а также два легких бомбардировщика "Скьюэ" и три "Лайсендера", безуспешно атаковавших немецкие шнелльботы. По итогам дня союзники списали в расход 49 самолетов, немцы - 19.


1 июня. В первый день лета Люфтваффе добились наибольшего успеха с начала операции. Им удалось потопить возле Дюнкерка четыре эскадренных миноносца: английские "Базилиск", "Авант", "Кейт" и французский "Ле Фудроян". На аэродромы не вернулись восемь Bf-109, три Bf-110, три пикировщика Ju-87, один Do-17Z, один Ju-88, один Не-111 и один Hs-126.

Боевые потери авиации союзников снова были выше: шесть "Харрикейнов", 11 "Спитфайров" (в т.ч. четыре - из 222-го дивизиона), три "Лайсендера", два "Бленхейма" и два французских истребителя Кертисс А-75. Таким образом, счет 18:24 в пользу немцев, причем наибольшие потери приходились на долю "Спитфайров".

2 июня. Впервые соотношение потерь над Дюнкерком было в пользу англичан, которые сбили шесть Не-111, четыре Ju-87 и один Bf-109, потеряв пять "Спитфайров" и три "Харрикейна". Итого - 11:8.

3 июня. Последний день операции. Из-за очередного ухудшения погоды над Ла-Маншем немецкая бомбардировочная авиация снова осталась на земле. Над плацдармом отмечен только один воздушный бой, в котором "Мессершмитты" без потерь сбили "Харрикейн". Следующим утром бомбардировочныэ эскадры Люфтваффе были переброшены на другие участки фронта.

Как говорится, подобьем итог. Прикрытие эвакуации и воздушная поддержка войск на Дюнкеркском плацдарме обошлись союзникам в 162 самолета (132 английских и 30 французских), в том числе 52 бомбардировщика. Немцы потеряли 102 самолета, из них 54 бомбардировщика. Не слишком большая плата за потопление почти 250 кораблей и принуждение свернуть эвакуацию, когда на берегу еще оставались десятки тысяч английских и французских солдат.

c239ee749f48c8a614a56d6238862314
Подбитый Ju-87, совершивший вынужденную посадку на берегу в районе Дюнкерка.

Dunkirk-6
Немцы возле французского истребителя D-520, сбитого 31 мая 1940 года над Абвиллем.

tumblr_n8i0sc3Gbi1qc0pn9o1_1280
Немецкие механики разбирают на запчасти сбитый над Ла-Маншем Не-111.

Dunkirk-7
Обломки Do-17Z - последнего самолета этого типа, сбитого в районе Дюнкерка.
Далее - окраски самолетов, участвовавших в воздушных боях в ходе операции "Динамо".

213-151 Sqn
"Харрикейны" из 213-го и 151-го истребительных скуадронов британских Королевских ВВС.

54-92
"Спитфайры" из 54 и 92 истребительных скуадронов.

141-264 Sqn
"Дефайенты" из 141 и 264 скуадронов.  

BF109E4
"Мессершмитты" Bf-109E из 26-й и 53-й истребительных эскадр Люфтваффе. Кстати, на рисунках хорошо видно, что немецкие истребители, воевавшие над Дюнкерком, не имели ярко-желтых капотов, которыми сверкают "Мессершмитты" в фильме Нолана. 

stuka
"Юнкерсы" Ju-87B из 1-й и 2-й эскадр пикирующих бомбардировщиков.
promo vikond65 май 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Желтый нос
Желтый нос появится осенью, это точно. Бюджет экономили.
На берегу оставались десятки тысяч
... французских и английских (!!!) солдат". Вот интересно, не из этих ли англичан, которых так и не эвакуировали из-под Дюнкерка, немцы потом сформировали английскую дивизию СС, воевавшую против наших войск под Берлином?
Re: На берегу оставались десятки тысяч


Расскажите подробнее про английскую дивизию СС
Во-первых, фильм посмотрел и он мне понравился. Ничего общего с лажей российского или белорусского кино.

Ну и о ваших оценках: может я чего не читал, приведите, раз обвиняете англичан, но не припомню я, чтобы нахваливали Spitfire в действиях над Дюнкерком. В пределе писали о том, что прикрытие помогало избежать еще большего кровопролития, пока прикрытие было. Само поражение несомненно. Как дар подаются все жизни, которые удалось спасти.

Зачастую, как и в кино, прикрывать было некому, двести вылетов в день - мало. Тогда и топили суда. По-моему, а я знаю, что вы не согласитесь, вы подменяете утверждения воображаемой вами противной стороны.

Даже позднее, когда борьба в воздухе перешла за канал, никто из английских историков не утверждал, полагаю, что ВВС Англии или Spitfire, в частности, имеют какое-то очевидное преимущество. Наоборот, победа в битве за Британию представляется как итог кровавой борьбы, даже нечаянных удач.

И над Дюнкерком, и в ходе битвы за Британию историки не сосредотачиваются на счете в воздушных поединках, как вы, а обсуждают ущерб на земле и в море, который превышал потери самолетов. Однако победа - именно счет в воздушных боях.

Edited at 2017-12-23 07:30 pm (UTC)
Понятное дело, английская лажа гораздо лучше российской или белорусской. :)
Но что вам там понравилось? Три "Спитфайра" и один "Хейнкель"? Действительно, очень крутое кино. :)
Кстати, на самом деле английские истребители 27 мая совершили 287 боевых вылетов на Дюнкерк, 28 - 321, 29 - 265, 31 - 289.

Edited at 2017-12-23 08:57 pm (UTC)

Всё познается в сравнении. Англичане без особого опыта на другом берегу пруда разменялись с опытными немцами один в один (с учетом разницы ценности бомбера и файтера).


Русские годом позже над собственными аэродромами слили один к десяти.


Примерно в той же пропорции англосаксы вертят всех остальных на нефритовом жезле и в других ситуацичх.

Действительно, откуда у англичан опыт? Они же вступили в войну на целых три дня позже, чем немцы. А ценность сбитых английских и французских бомберов вы к истребителям приравниваете? :)
Вообще в общем списке Ju-87 почему то не очень много , хотя казалось бы они наиболее уязвимы в следствие своей скорости да и использоваться должны были по идее активно - поскольку атака судов наиболее эффективна как раз пикировщиками. Интересно было бы узнать сколько всего их ждействовало там и общее число бомбардировщиков и вылетов.
Я не нашел упоминаний о применении "штук" над проливом 27 и 28 мая. А с 29-го начались потери.
"Гораздо более важную роль в том, что большинство английских солдат и офицеров, окруженных в Дюнкерке, все-таки удалось спасти, сыграли метеоусловия."

"генерал Погода" не раз спасал англичан. давно пора ему памятник поставить.

Еще пресловутый стоп приказ гитлера можно добавить.
Есть и другие данные - немец потерял 132 самолета, и это при трехкратном превосходстве в воздухе.
Потери не 250 кораблей, а 12 (6 ЭМ, 1 шлюп и 5 ТЩ), остальное гражданские суда 9в том числе пара госпитальных) из которых 188 были катерами и яхтами. Негусто для армады в почти 3 000 самолетов.
И последний пассаж - про оставленных обозников. Французы делали все чтобы понести большие потери - не знали даже сколько у них бойцов на берегу, не подавали заявки на транспорты. И 2 июня, когда стало ясно. что больше транспортов не будет - на берег высыпало порядка 40 тысяч французов, прятавшихся полмесяца по подвалам. Эти негодяи и отрезали сражавшийся арьергард от последних кораблей. 3 июня HMS Shikary вывезла последних.
И по поводу итогов - немец круто обделался, иметь армаду в 3 000 самолетов и достичь таких жалких результатов. А сравнивать надо с эвакуацией мыса Бон, хотя там и эвакуации-то не было, зато союзники наглядно немцу показали, как надо реализовывать преимущество в воздухе.
//////////Есть и другие данные - немец потерял 132 самолета, и это при трехкратном превосходстве в воздухе.

Откуда они "есть"? И что это за данные? В них содержатся обстоятельства, даты и бортовые номера потерянных машин? Включены ли в эту цифру небоевые потери, а также потери от зенитного огня?

///////////Негусто для армады в почти 3 000 самолетов.

Какая армада в 3000 самолетов? Вы в курсе, какие бомбардировочные эскадры были задействованы в атаках на плацдарм и корабли в проливе? И сколько там было этих эскадр?

//////////И последний пассаж - про оставленных обозников. Французы делали все чтобы понести большие потери - не знали даже сколько у них бойцов на берегу, не подавали заявки на транспорты.

Пруф?

///////////И 2 июня, когда стало ясно. что больше транспортов не будет - на берег высыпало порядка 40 тысяч французов, прятавшихся полмесяца по подвалам. Эти негодяи и отрезали сражавшийся арьергард от последних кораблей.

А откуда эти "негодяи", полмесяца сидевшие в подвалах, узнали, что транспортов больше не будет? Кто им об этом сообщил? И что им мешало раньше вылезти из подвалов и "высыпать" на берег?
Кстати, а чем они питались эти полмесяца? У них в подвалах были запасены сотни тонн продовольствия и питьевой воды?
В общем, извините, но вы пишете (или бездумно переписываете) какую-то ахинею, мягко говоря, странную для вменяемого человека.