я

Утка-убийца

4429049261_0f637cb9bc_b.jpg

Ровно 90 лет назад, 29 декабря 1927 года, погиб в авиакатастрофе немецкий летчик Георг Вульф - один из основателей и совладельцев авиастроительной фирмы "Фоккке-Вульф". Он разбился в испытательно-демонстрационном полете на самолете оригинальной схемы F-19 "Энте" (Ente - "Утка"), разработанном его компаньоном Генрихом Фокке.

Двухмоторный трехместный F-19 имел "перевернутую" аэродинмическую компоновку с крылом, расположенным сзади, и стабилизатором - спереди. С тех пор аэропланы подобного типа стали называть "утками". Фокке предполагал, что такая компоновка обеспечит машине лучшую устойчивость и управляемость, но этот расчет не оправдался, никаких преимуществ перед самолетами классической схемы "Энте" не имел.

Вульф погиб во время проверки устойчивости машины в полете с одним выключенным двигателем. Выполняя вираж, он сорвался в штопор и не смог из него выйти. Была выдвинута версия, что потерю управления вызвал обрыв рулевой тяги, но ее не удалось доказать, так как тяга могла оборваться при ударе машины об землю. Катастрофа поставила крест на репутации "Утки". Ни одного покупателя на нее не нашлось, несмотря на то, что Фокке в 1930 году построил второй опытный экземпляр, который успешно прошел программу испытаний.

864px-Focke-Wulf_F-19_Ente.svg.png
 Георг Вульф (1895-1927) и чертеж F-19.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Зато в лобовую ходить не страшно.
Смотрю я на фотографии 30-летих Вульфа, Чкалова... Уже почти старики с виду по современным меркам. И так-то тогда мужали раньше, а еще и профессия, видно, добавляла.
времена голодные. Люди все худощавые. Плюс, безусловно, работа на воздухе и постоянном ветре.
Вот кожа и выглядит старо.
Спасибо.

Но утками самолеты такой компоновки стали звать с 14 bis Сантос-Дюмона. А может и раньше, кто помнит первые планеры? Во всяком случае, вот водоптица Фабра так и названа Уткой:

fr.wikipedia.org/wiki/Hydravion_Canard

Edited at 2017-12-29 07:32 pm (UTC)
А Вы уверены, что 14бис стали называть "уткой" до того как этот термин закрепился за самолетами с ПГО?
Нет, не уверен, потому привел гидроплан Фабра. Но так написано в мурзилках, например:

The Santos-Dumont canard was the first (and perhaps the only) aircraft in history in which the pilot manipulated the controls while standing up. A position scarcely conducive to poise or comfort. This unconventional affair, which appeared to fly backward, gave the nickname canard ("duck") to machines of similar type.

В газетной вырезке тех лет по-английски назван Box kite - коробчатый змей. Якобы, сам он называл Oiseau de proie - хищная птица.

Нашел, что определенно называли Уткой другой самолет уже Вуазена:



А была и утка Блерио. Нашел целое исследование, которое, если верно понял, связывает 14 bis с уткой не только потому что похож на утку, но и потому что "небылица", "газетная утка".

https://e2f.com/5826/
Да, кстати, "Блерио-5" ярко выраженной "утиной" схемы никто "уткой" не называл, хотя, он появился позже, чем 14бис. "Вуазен-Канар", наверное, был первым, кого так назвали. Однако тогда это еще не было обобщающим термином для обозначения самолетов с ПГО.
Уверен, что авторитет Сантос-Дюмона, Вуазена, Фабра, Блерио был важнее Фокке.
Возможно, не буду спорить, поскольку для меня это не принципиально. Замечу только, что аэропланы братьев Райт тоже были "утками". :)