я

Знания - сила!

Спасибо всем, оставившим новогодние поздравления в моем журнале!
А теперь, как я и обещал, подведем итог вчерашнего конкурса знатоков древней авиации. На рисунках изображены:

1. "Крылатый" дирижабль Леппиха, с помощью которого Кутузов надеялся разбомбить армию Наполеона на Бородинском поле.
2. "Аэробомба" Ухатиуса. Такими БПЛА австрийцы бомбили Венецию в 1849 году.
3. Модель аэроплана с паровым двигателем Джона Стрингфеллоу.
4. Первый в мире успешно летавший дирижабль Жиффара с паровым двигателем.
5. "Планер-парашют" Джорджа Кейли.
6. Планер Normalsegelapparat Отто Лилиенталя. Первый в мире планер, выпускавшийся серийно.
7. Дирижабль Дюпуи-де-Лома с мускульным приводом пропеллера.
8. Первый дирижабль Альберто Сантос-Дюмона, испытанный в 1898 году.
9. Самолет Можайского.
10. Аэроплан "Кудашев-3".

Поздравляю всех, правильно определивших часть объектов, однако, дирижаблик Сантос-Дюмона не опознал никто. :)
А в качестве бонуса - еще одна картинка: первый в мире четырехмоторный аэроплан "Гранд" - реальный приоритет России.

promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
клёвая викторина. спасибо. мой результат был 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9

С НГ!
А я пропустил, потому что все любопытное под катом.

Зато занудно укажу, вдруг кто прочтет, что Гранд балтийский Сикорского, разумеется, приоритет, но слишком часто его описывают неправильно и уж точно не ссылаются на предшественников.

Во-первых, это самый большой самолет своего времени. Занятно, что Россия и впредь будет производить самые большие самолеты чаще многих стран. Сикорский, смело предположу, имел возможность так роскошно построить благодаря тому, что теперь зовут господдержкой. Видимо, именно в ней ведущая причина такого положения.

Но Гранд не был первым многомоторным самолетом. В США в 1910 летал аэроплан Эдвина Эндрюса с двумя моторами на крыле, приводящими свои винты.Если иметь ввиду историю как ценность, то его надо вспоминать.



Хотя и этот аэроплан, как принято выражаться, "срисован с аэроплана братьев Райт", то есть у Райтов был двухвинтовой самолет с приводом от одного мотора.

Загадка для меня даже, был ли Илья Муромец первым успешным многомоторным самолетом, потому что чуть позже полетел трехмоторный Caproni 1 (Ca.31), который, вроде, в серии c 1914, серия больше и вообще очень удачен, если его летучесть с Ильей сравнивать.

Собственно, чем больше читаю о пионерах авиации, тем больше блекнут многие мои былые любови. Оказывается, воображение великих инженеров, как правило, задолго до первых опытов ясно показывало путь развития. Скажем, воображение Уго Юнкерса.
"Гранд" - первый МНОГОмоторный самолет, то есть - с числом моторов больше двух. А первым ДВУХмоторным был самолет Можайского. Вторым - "Блерио-Вуазен" 1906 года с двумя 24-сильными "Антуанеттами", которые потом заменили на один 50-сильный.
Вот его первоначальная двухдвигательная силовая установка.
https://imgprx.livejournal.net/c21836a2a12fd90a8e8cad4eaa8c999cd55cebb9/aMZMVsITYmjWghh0rlRahVv1pTZMlW3mVJONYlLwGZMyMCaPnA3tnFCCVo8fq2ewQU7bKRfDRIzV9Zp9O0tjESWkrTET2loDrvV_nqz1_14
Впрочем, можно сказать, что вторым был "Аквилон" Адера, на котором стояли две раздельные двухцилиндровые паровые машины, работавшие на два винта, хотя и питавшиеся от одного котла.
http://ibytes.es/images/content/postimages/La-maquina-de-vapor-de-Eole-III.jpg
"Капрони" не только взлетел позже, чем "Муромец" (не говоря уж про "Гранд"), но и в серию пошел позже.
Аппарат Можайского самолетом не был, а был попыткой его создать. Негодящей попыткой, если знать о его способах управления и аэродинамике. Как и другие попытки спроектировать паровой самолет в XIX веке.

О Bleriot III согласен, он раньше полетел. И о Капрони согласен, он позже, по крайней мере, на полгода и в производстве и в применении. Хотя Италия и в войну вступила позднее.
//////////Аппарат Можайского самолетом не был, а был попыткой его создать.

Тем не менее, он был. И был он именно самолетом, хотя и неспособным взлететь. :)
Не способным управляться. Это важнее. И не имеющим устойчивости. Так что не самолет.

Чтобы доказать, что самолеты построены до братьев Райт, хоть и не летали, Кертисс строил модели и даже полноразмерные ЛА. Ключевым обстоятельством были не удельная нагрузка на площадь или мощность, а устойчивость и управляемость.

С другой стороны, какой-то самолет мог не полететь по причине небольшого дефекта, развалиться, но это был самолет. Неудачный самолет. Впрочем, разумеется, после первого самолета этот вопрос не так стал важен. То есть самолет - изобретение, обладающее набором определяющих свойств.
У Можайского не было предусмотрено управление креном. Управление по курсу и тангажу - было за счет цельноповоротного в двух плоскостях хвостового оперения (кстати, точно такая же схема управления была на аэропланах Сантос-Дюмона).
При этом управления креном так же отсутствовало на всех ранних европейских самолетах, построенных до середины 1907 года: "Эол", "Аквилон", "Сантос-Дюмон 14бис", "Блерио-Вуазен", "Блерио №5", "Вуазен-Делагранж", "Вуазен-Фарман", "Эллехаммер", "Вюйя" и т.д. Все они не имели поперечной устойчивости, кроме той, что обеспечивается низким расположением центра тяжести.
По-вашему, это тоже не самолеты?
О Государе Императоре Николае II.

Будучи в Красном селе, император Николай II выразил желание осмотреть "Гранд". Самолет перегнали туда, и 25 июня на аэродром .прибыли высокие гости. Царь вначале обошел корабль вокруг. Сикорский следовал за ним. Как всегда, он был немногословен и только отвечал на вопросы высокого гостя. К удивлению конструктора, Николай II задавал вопросы по существу и вполне корректные с инженерной точки зрения. Осмотрев самолет снаружи, император пожелал подняться на борт. Они по очереди забрались по приставной лестнице на балкон и там продолжили беседу. Придворный фотограф их так и запечатлел. На императора самолет произвел большое впечатление. В качестве памятного сувенира Сикорский вскоре получил от Николая II золотые часы. Эта встреча, по-видимому, сыграла в дальнейшем положительную роль в решении со стороны царя судьбы преемника "Гранда" - "Ильи Муромца", когда некомпетентные люди пытались запятнать репутацию прекрасного самолета.
А почему на балконе в передней части не видно нашего орла-мутанта? И на фотографиях он все же несколько темнее.

Edited at 2018-01-05 08:38 pm (UTC)