я

Искра победы, продолжение

Iskra-10.jpg

С 19 января противник ненадолго возобновил ночные бомбардировки Ленинграда. Их основной целью было отвлечение внимания от линии фронта и попытка заставить советское командование оттянуть истребительные части для прикрытия города. По данным штаба Ленинградской армии ПВО в течение месяца противник произвел 23 налета на город, в которых приняли участие всего 33 самолета. Они сбросили 91 фугасную и 1652 зажигательные бомбы. 32 ленинградца погибли и 212 получили ранения.

Во время одного из налетов был сбит "Хейнкель-111" из эскадры 10/KG 100 под управлением лейтенанта Крюгера. Пилот попал в плен и поведал нашей разведке много интересного. В частности, он рассказал, что перед началом налетов перед личным составом группы выступил командующий 1-м воздушным флотом генерал-полковник Келлер, который заявил: "Петербург представляет собой важный объект, в котором сосредоточена мощная военная промышленность и большое количество войск, а все гражданское население из города эвакуировано, поэтому город подлежит интенсивной бомбардировке. Верховное командование германской армии возложило на вас задание с 20 января систематическими налетами в ночное время уничтожить промышленные объекты и изматывать гарнизон города".

Однако из последующих показаний Крюгера стало ясно, что германское командование и само не верило, что таким способом оно сможет подорвать экономический потенциал Ленинграда. Летчик сообщил, что им не указывали конкретных целей для бомбометания, а давали лишь район города. При этом каждый пилот имел карту города с нанесенными на ней целями: аэродромами, заводами (указывалось количество рабочих и характер производства), вокзалами и т.д. Стоит отметить, что участие в ночных бомбардировках Ленинграда не считалось среди летчиков особой заслугой, но за 20 миссий полагалось награждение железным крестом.

Какова же была роль авиации в прорыве блокады? Ответ на этот вопрос вытекает из анализа отчетов воздушных армий за январь 1943 года. В течение месяца авиационные части и соединения 13 и 14-й ВА вели боевую работу по обеспечению операции "Искра". Несмотря на сложные метеоусловия, экипажи 13 ВА произвели 2426 самолетовылетов, из них 1636 днем и 790 - ночью.

702 вылета совершили летчики 7-го истребительного авиакорпуса. До 60% боевых вылетов 13-й ВА было выполнено с целью непосредственной поддержки войск на поле боя. В январе летчики армии и корпуса отчиталичь о 74 воздушных победах. Еще 45 самолетов уничтожила наша зенитная артиллерия.

Еще больший успех, согласно отчету, имела 14-я ВА. Она произвела 4565 воевых вылетов (в том числе 1986 - ночью), из них 2599 - на непосредственную поддержку и прикрытие ударной группировки войск. На противника было сброшено более 1700 тонн бомб и выпущено около 11000 реактивных снарядов. В воздушных боях сбито 90 самолетов.

Летчики ВВС КБФ добавили в общую копилку еще около 1900 боевых вылетов (в том числе ударные самолеты - более 700), в результате которых уничтожили большое количество живой силы и техники, а в воздушных боях сбили 44 вражеских самолета.

Вместе с тем, ряд цифр указывал на то, что ударная мощь нашей авиации была не такой уж значительной, как могло показаться. Так, в 13 ВА на штурмовики приходилось только 272 из 1636 дневных вылетов (16,5%). Потери при этом составили 11 Ил-2 или 4% от числа вылетавших. В 14 ВА штурмовики играли более важную роль, совершив 747 из 2577 дневных вылетов (29%), но их потери составили внушительную цифру. Погибло 56 "илов" (7,5%) из которых 11 были сбиты в воздушных боях, 19 - зенитной артиллерией и 26 пропали без вести. Почти столько же самолетов временно вышло из строя из-за боевых повреждений.

Еще более ощутимыми выглядят эти потери, если вспомнить, что к началу операции армия имела всего 174 штурмовика. Очевидно, что нашему командованию не удалось обеспечить надежное прикрытие ударных машин и разработать эффективные методы, которые позволяли бы снизить потери от зенитного огня. Такие потери не могли не сказаться на ударном потенциале наших ВВС.

Если штурмовая авиация не играла главной роли в нанесении ударов по противнику, то кто же это делал? Ответ прозвучит слегка неожиданно - ночные бомбардировщики. В соответствии с отчетом той же 14-й ВА, для удара по вражеским войскам на поле боя армия произвела 653 дневных и 1906 ночных вылетов. Все ночные вылеты приходились на бипланы У-2 и P-Z.

Если разделить общее число ударных вылетов самолетов 14-й ВА (2772) на общий вес сброшенных бомб (496,3 т), то получается, что за один вылет наш ударный самолет сбрасывал врага в среднем всего 179 кг бомб. Показатель довольно низкий, но вполне объяснимый, если учесть что основными бомбовозами были "кукурузники" с их очень скромной бомбовой нагрузкой.

Соответственно, относительно небольшим был и калибр применяемых боеприпасов. В 14 ВА наиболее часто применялись ФАБ-100. Их за операцию израсходовали 3189 штук. Крупнокалиберных бомб сбросили на порядок меньше: 260 ФАБ-250 и 15 ФАБ-500. Остальной вес сброшенной бомбовой нагрузки составляли 799 ФАБ-70 и 979 ФАБ-50.

Общие потери советских ВВС в операции "Искра" составляли 181 самолет (27 - 13-я ВА, 120 - 14-я ВА и 34 ВВС КБФ), 22 из которых - небоевые. Разбивка боевых потерь по типам самолетов (без ВВС КБФ) выглядит так: 3 Пе-2, 67 Ил-2, 4 Як-1, 19 Як-7, 27 Ла-5, 2 Р-40, 2 И-16, 2 У-2 и 1 И-153. Из общего числа потерь в боевых вылетах примерно 70 самолетов были сбиты в воздушных боях, а остальные приходились на зенитный огонь и не те случаи, когда причину гибели машины установить не удалось.

Реальные потери Люфтваффе оказались во много раз меньше заявленных советским командованием цифр. За весь январь на всем боевом участке 1-го воздушного флота истребительная эскадра JG54 потеряла в боевой обстановке 8 Bf-109 и 3 Fw-190, бомбардировочная KG53 - 11 He-111, а ударная StG1 - 4 Ju-87. Небоевые потери - 7 машин. Таким образом, общая цифра - 33 боевых самолета, почти в шесть раз меньше, чем потери советской авиации.

Но при этом надо учитывать, что Люфтваффе совершили гораздо меньше боевых вылетов, а потому процентное отношение количества потерь к числу вылетов у них оказалось не меньшим, чем у советской стороны. Главное же заключалось в том, что немецким летчикам не удалось решить свою основную задачу - обеспечить прикрытие и поддержку наземных частей, из-за чего те не удержали ответственный рубеж обороны. Под мощными ударами советских войск, поддержанных авиацией и артиллерией, им пришлось оставить свои позиции и отступать без приказа. Такого под Ленинградом раньше не бывало.

На заставке - истребитель Р-40 "Томагавк" с ракетными подвесками из состава 13-й Возлушной армии.

iskra-col-1.jpg
iskra-col-2.jpg
Самолеты советских и германских ВВС, участвовавшие в боях под Ленинградом в январе 1943 года. Рисунки Михаила Быкова.
Сверху вниз: штурмовик Ил-2, истребитель Р-40, пикирующий бомбардировщик Пе-2, пикирующий бомбардировщик Ju-87D, истребитель BF-109G и бомбардировщик Ju-88.
Buy for 50 tokens
В молодости казалось что это д​***я. Ну, щас уже и доллары не те, и мы не те. Прикинем расклад семьи с тремя детьми в англее. Тут всё в фунтах, но приведем в баксы. мы говорим о 10к в месяц после налогов. Живые деньги, кэш. жилье – 2000, (включая кансил такс, типа вывоз мусора и стрижка…
О, Кёртис Р-40 Томахок!
Не видел фото с красными звездами в таком ракурсе.
Пардоньте. На рисунке внизу.
а на заставке, да, Томахок.

Сложно представить, чтобы Келлер говорил "Петербург"...

Именно так немцы и говорили, они не признавали советского переименования города. Посмотрите на немецкие карты времен третьего рейха, как там указано его название.

В детстве ещё обратил внимание, что в фильмах немцы говорили не Ленинград, а Петербург. Интересно, что Сталинград они признали. Пермь, кстати, тоже признали переименованной в Молотов.

А от вас никто и не требует чего-то "представлять". Достаточно просто ознакомится с широко известными немецкими документы с упоминанием Ленинграда. Который все, начиная от фюрера, именовали исключительно Петербургом.