я

Бессмертный Уаскар

Huascar.jpg

Еще один герой Великой Тихоокеанской войны - броненосец (мореходный монитор) "Уаскар". Построен в 1866 году на английской судоверфи Laird Brothers по перуанскому заказу, получив название в честь одного из правителей Империи инков. Это был хорошо защищенный корабль с мощным вооружением. Водоизмещение - 2030 тонн, длина - 59,5 м, ширина по мидель-шпангоуту - 10,66 м, осадка - 4,6 м. Паровая машина - 1650 л.с. обеспечивала скорость 12 узлов. Помимо нее имелась двухмачтовая парусная оснастка класса бригантина.

Изначально уствновленнное основное вооружение: два 10-дюймовых (300-фунтовых) нарезных дульнозарядных орудия Армстронга в поворотной броневой башне с ручным приводом. Привод был очень медленным: для поворотоа на 90 градусов шестнадцати матросам приходилось изо всех сил крутить ворот примерно четыре минуты. Вспомогательное вооружение - два 120-миллиметровых казнозарядных орудия той же фирмы по бортам и одна ретирадная 12-фунтовая пушка. Бронирование: борт и боевая рубка - 114 мм, башня - 140 мм, палуба - 51 мм. Автономность по топливу - 3700 миль, экипаж - 135 человек.

На рисунке корабль изображен в том виде, в котором он воевал под перуанским флагом в начале Тихоокеанской войны, до его захвата чилийцами в ходе боя в заливе Ангамос. Перед войной корабль прошел модернизацию, при которой с него частично убрали парусное вооружение, демонтировав переднюю мачту и бушприт, а с единственной оставшейся мачты сняли стеньгу, заменив ее флагштоком. На мачте разместили круглый боевой марс с митральезой Гатлинга и стенками из противопульной брони.

В чилийском флоте "Уаскар" прослужил до 1930 года, успев в 1891 году поучаствовать в гражданской войне, а в 1897-м пережив катастрофический взрыв парового котла. В 1917 году броненосец разоружили и переоборудовали в плавбазу подводных лодок, а в 1930-м - окончательно вывели из состава флота, но не отправили на слом, а превратили в корабль-музей, вернув ему облик 1870-х годов, хотя и не очень точно. На сегодняшний день это единственный в мире подлинный корабль своего класса.


Современный вид "Уаскара" на последней стоянке в гавани Талькауано.
promo vikond65 май 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Отмечу также, что это первый корабль, применивший (правда, безуспешно) в боевых действиях управляемое оружие...
Вообще-то именно он) Первая попытка применить торпеду Лэя была именно с борта "Уаскара" против "Абтао", в августе 1879 года.
А в 29 мая 1877 года в него торпеду выпустил "Шах".

Edited at 2018-01-19 08:15 pm (UTC)
Учить матчасть ни одному из нас в данном случае не нужно, имеет место терминологическая путаница. Я подразумевал под управляемым оружием конкретно оружие, управляемое в движении - а не просто поддерживающее курс. Guided, не self-propelled.
self-propelled означает "самодвижущееся". А торпеда Уайтхэда с гидростатом, регулирующим глубину погружения, относится к управляемому оружию.
я там простите ниже ссылку на ваш ЖЖ дал.

В смысле что торпеда Лэя с Уаскара правда впервые примененное УПРАВЛЯЕМОЕ с борта носителя оружие, причем с КОМАНДНОЙ системой управления.
Корабль вообще с героической историей,недаром на корме у него российский флаг,))
2-х дюймовая палуба "Уаскара" - растиражированая ошибка.
Горизонтальной брони он не нес.
То есть, вообще никакой защиты от навесного огня? Странно. Хотя, два дюйма - подозрительно много для тогдашней бронепалубы.
А у кого она тогда была? Даже океанские броненосцы тогда её не имели.
Американцы на своих мониторах бронировали палубу, т.к. высота брони над водой у них была 1,5-2 фута. И толщина их палубы была поменьше, чем 2 дюйма.
"Уаскар" же нес 5,5 футов брони над водой.

За год до "Уаскара", та же верфь построила очень похожий кораблик - "Уайверн". Конструктивно - это "Уаскар" с 2-мя башнями. На "Уайверне" не было и намека на палубное бронирование. Думаю и на "Уаскаре" тоже.

Сейчас прикинул. Два дюйма палубы на "Уаскаре" - это 10% водоизмещения. Что вряд ли.

И почему его монитором кличут?
На мой взгляд - хоть и миниатюрный, но вполне броненосец
Согласен, 2 дюйма это перебор, но дюймовые и полудюймовые бронепалубы в те времена - обычное явление. Они были на всех бразильских броненосцах и мониторах, принимавших участие в войне с Парагваем 1864-70 годов: "Бразилия", "Баррозо", "Рио де Жанейро", "Тамандаре", "Лима Баррос", "Алагоас", "Байя", "Сеара", "Санта Катарина" и т.д.
Ну да, где высота бортовой брони была совсем низкой, как на амерских и бразильских, по сути немореходных речных, там стелили бронепалубу.
А палуба толщиной в полдюйма - это, фактически, настилка и в большинстве источников, как привило, неупоминается.
У "Бразилии" довольно высокий борт, во всяком случае, не ниже, чем у "Уаскара", и при этом дюймовая бронепалуба. А полдюйма - вполне себе броня. У ранних танков она зачастую была тоньше. :)