я

Козел над Лондоном

576fb66b4704b1273bacccac5a9cd8c4.jpg

21 января 1944 года германские  ВВС начали операцию "Штайнбок" (Steinbock - "Горный козел") - последнюю попытку нанесения массированных авиаударов по территории Великобритании. Операция продолжалась три месяца и закончилась полным провалом, несмотря на то, что к ней привлекли основные силы ударной авиации Люфтваффе - более 580 бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков.

"Штайнбок" позиционировался как "операция возмездия" за бомбардировки союзниками немецких городов и носила не столько военный, сколько пропагандистский характер. Изначально планировалось, что помимо бомбардировщиков в ней примет участие "чудо-оружие" самолеты-снаряды V-1. Но в ноябре 1943 года американцы в ходе очередного налета сравняли с землей завод по производству "Фау" и склады готовой продукции. Выпуск крылатых ракет пришлось налаживать с нуля, а их запас, достсточный для эффектного начала боевого применения, удалось накопить лишь к июню 1944-го.

Поэтому в "Штайнбоке" была задействована только обычная пилотируемая авиация, которую пришлось стягивать к Ла-Маншу со всей Европы, оголяя воюющие фронты. Когда Красная армия громила Вермахт на Украине, под Ленинградом и в Крыму, немецкие бомбардировщики, вместо оказания поддержки своим войскам, по ночам летали на Лондон, безуспешно пытаясь сломить моральный дух англичан. Но то, что не удалось в 1940 году, тем более не могло удасться в 1944-м, когда соотношение сил на земле и в воздухе стало совсем иным.

К тому же, средний уровень подготовки немецких пилотов и штурманов за годы войны значительно снизился из-за потерь и вынужденно-торопливого обучения новых летных кадров. В результате, первый массированный налет на Лондон, состоявшийся в ночь с 21 на 22 января 1944 года, закончился тем, что всего 40 из 430 бомбардировщиков сумели выйти на цель. Остальные разбрелись в темноте и сбросили боевую нагрузку куда попало. Из 768 тонн фугасных и зажигательных бомб, предназначавшихся Лондону, на город упали всего 62 тонны. При этом погиб один офицер и 74 мирных жителя. В городе было разрушено несколько зданий и возники десятки пожаров (в том числе - в Вестминстерском дворце), однако их быстро потушили.

Немецкие потери оказались весьма серьезными - из налета не вернулось 36 бомбардировщиков. Около половины из них было сбито ночными истребителями "Москито" и "Бофайтер", которые находили свои цели с помощью радаров. 99 летчиков погибло, 14 - попали в плен. Узнав, что большинство экипажей не смогло отыскать Лондон, хотя от него до немецких аэродромов было всего 200-250 километров, Гитлер пришел в ярость и приказал повторять атаки до тех пор, пока британская столица не будет разрушена.

Второй налет состоялся в ночь с 28 на 29 января и закончился примерно так же: по городу отбомбились 30 самолетов, на город упала 141 фугасная и около 7000 зажигательных бомб, погибли трое военнослужащих и 41 мирный житель. От "зажигалок" возникло 145 очагов пожаров, но все они были оперативно ликвидированы. Потери составляли 15 бомбардировщиков и 59 членов экипажей, из которых 54 погибли, а остальные попали в плен. Аналогично-провальными были налеты, проведенные 3/4 и 13/14 февраля, в которых немцам удалось убить еще несколько десятков британцев и разрушить несколько десятков зданий ценой потери 25 бомбардировщиков вместе с экипажами.

И только ночью с 18 на 19 февраля немецкие летчики сумели выполнить задачу. Это была самая разрушительная бомбардировка с момента окончания "Битвы за Англию". В ту ночь к Лондону прорвались 175 бомбардировщиков, сбросивших примерно 250 тонн бомб. В городе погибли 245 человек, 484 получили тяжелые ранения. Более 200 зданий было разрушено, порядка 900 - повреждено, вспыхнуло 480 пожаров, в нескольких районах прекратилась подача воды, а одна из бомб, пробив мостовую и 10 метров грунта, обвалила тоннель метро, движение по которому было восстановлено только через месяц. Атакующим все это обошлось в девять бомбардировщиков.

В дальнейшем ночные налеты продолжались, но ни разу немцам не удалось повторить успех, достигнутый 18/19 февраля. Атакам подвергался не только Лондон, но и другие города, в частности, Бристоль и Халл. Однако, из-за потерь и переброски нескольких бомбардировочных групп в Италию, численность атакующих значительно уменьшилась. Соответственно, снизилась и эффективность авиаударов.

Последний крупный налет на Лондон состоялся в ночь с 18 на 19 апреля. Из-за плохих метеоусловий большинство из 125 бомбардировщиков, принимавших в нем участие, вернулось обратно, даже не перелетев через Ла-Манш. Только 53 самолета достигли британской территории, но 17 из них были сбиты, а ущерб от налета англичане оценили как крайне незначительный.

В операции "Штайнбок" немцы потеряли безвозвратно 329 бомбардировщиков - намного больше, чем было задействовано в тот же период на Восточном фронте, где разворачивались решающие события. Безусловно, там эти бомбардировщики оказались бы гораздо нужнее, но фюрер и его окружение считали иначе, а в итоге - потерпели поражения на обоих фронтах. В России - на земле, а над Англией - в воздухе.

Англичане, отражая нападение "горного козла", потеряли всего восемь ночных истребителей, сбитых стрелками бомбардировщиков или разбившихся в катастрофах. На земле погибло 1556 человек, подавляющее большинство из которых составляли мирные жители.
На заставке - немецкий бомбардировщик Не-177 "Грайф" бомбит Лондон в ходе операции "Штайнбок", рисунок Джерри Боучера. В операции принимали участие 46 таких бомбардировщиков.

20-2.jpg
Бомбардировщики Дорнье Dо-217M и Не-177, бомбившие Англию весной 1944-го. Рисунки Михаила Быкова.

625703ecb6399c4d08dc79b79de155bb.jpg
Истребитель-бомбардировщик FW-190F. В "Штайнбоке" участвовало 25 таких машин.

16-1.jpg
Do-217 в ночном камуфляже. К участию в операции "Штайнбок" привлекли 85 самолетов данного типа.

970px-Royal_Air_Force-_2nd_Tactical_Air_Force,_1943-1945._CL1827.jpg
Английский барражирующий перехватчик "Москито", оснащенный поисковой РЛС.

Royal_Air_Force_Radar,_1939-1945_CH15214.jpg
Различные типы радаров, установленные на истребителях "Бофайтер". Справа - более совершенный, с параболической антенной. На борту у левой машины видны девять маленьких свастик, обозначающих сбитые немецкие самолеты.

14303608141_eb3d14408f_b.jpg
"Москито", пролетевший сквозь облако горящего бензина от сбитого им и взорвавшегося в воздухе немецкого бомбардировщика. На самолете сгорела краска и полотняная обшивка руля направления, а фонарь кабины сильно помутнел. Но пилоту удалось почти вслепую посадить машину.

Royal_Air_Force-_Air_Defence_of_Great_Britain_(adgb),_1943-1944._CH12537.jpg
Английские офицеры возле воронки, образовавшейся на месте падения сбитого бомбардировщика Юнкерс Ju-88.

Royal_Air_Force-_Air_Defence_of_Great_Britain_(adgb),_1943-1944._CH12583.jpg
Останки еще одного участника операции "Штайнбок".

morrison-shelter-survivor.jpg
Снимки, сделанные в Лондоне после налетов: спасатель выносит девочку из развалин и пожилой джентльмен на руинах своего дома.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Ну немного статистики по разрушениям промышленности в Лондоне в 1944м в результате налетов:

1й и 2й налет -
Получили повреждения и частично утратили производственные возможности:

"Эрроу электрик свитч" - производство тумблеров для ВМФ
литейный завод Бригс - литье кратеров автомобильных и авиационных моторов, субподрядчик
"Гласье метал компани" - производство подшипников скольжения
"Пратчетт и Голд" - выпуск авиационных аккумуляторов
Снарядный завод Виккерс-Армстронг (разрушен склад готовой продукции - взрыватели)
Орудиный завод Роял Ординанс - сильный пожар разрушивший автопарк завода.

Более легкие повреждение - кабельный завод D.P.S., завод компасов "Генри Брауни" (производство не пострадало, хотя разрушена крыша одного из цехов), Таймс Борд Миллс - завод по выпуску ящиков для снарядов и фабрика фанеры.

Легкие разрушения Лондонских судоподьемных доков (не путать с Лондонскими доками) , док Тильбури (суда в доке не пострадали), Ист-Индийские доки (суда не пострадали, пожары).

Вне лондона уничтожен склад продовольствия номер 25 и получили повреждения 9 участков железнодорожных путей.

В общем это на два налета - 227 и 220 самолетовылетов.

Вряд ли бы Ланкастеры в любой из обычных налетов достигли бы больших успехов.


Вот последующие налеты были куда менее эффективны да - единственный серьезный успех - 10 часовой пожар в Суррейских доках. На этот раз с повреждениями стоявших там судов и гибелью части грузов, добили кабельный завод и падабадабам - расхреначили лондонский завод фирмы "Симменс" выпускавший морские мины (падение производства на 50% на полгода).
и это в общем не из за того что немцы особо эффективно бомбили.

Это из за того - что Лондонский промышленный узел был слишком плотно набит всякими производствами - куда не бомбани куда нибудь в военно-значимое производство попадешь.

Жалко немцев. Им города разносили тысячи тяжелых бомбардировщиков за один раз. К концу войны было выбомблено 40% всего жилого фонда Германии. А сами они пытались мстить, не имея тяжелых бомберов вовсе. Рыцарские замашки Гитлера привели к тому, что немцы создавали только машины поля боя, не приспособленные к уничтожению городов с мирным населением в принципе..

Edited at 2018-01-21 10:07 pm (UTC)
>А сами они пытались мстить, не имея тяжелых бомберов вовсе

Хе-177й самый что ни на есть тяжелый бомбер (на Лондон брал до 5,5 тонн бомб). Выпустили более 1000 штук.

Только РУКОЖОПИЕ командования люфтваффе не дало им их сначала довести до ума, а потом эффективно использовать. А рукожопов то за что жалеть?

Какие уж тут рыцарские замашки - разработка Хе-177 стартовала еще до войны, первые опытные 1939й год полетели раньше чем первый "Ланкастер" :-)

Немцы начали две мировые войны и обе просрали. Тенденция однако :-)
1. Немного о том, что ночные бомбардировки это попроще. Англичане таки попадали, сносили центры небольших городов, отдельные предприятия и мосты. И на большей дальности.

2. Немного о том, что бомбардировки союзников бесплодны и направлены против мирных жителей. Как не читаешь о чудесном оружии немцев, так его разбомбили неспортивно.

Разумеется притом, что бомбили не только американцы. Пенемюнде и заводы с V-1 в августе 1943 бомбили англичане.
1. Ночные бомбардировки не проще, а безопаснее. Иначе, ночью бы никто не бомбил.

2. А кто сказал, что "чудесное оружие" разбомбили ночью?
Ну насколько я помню, немцы пострадали за хитрожопость..
Они решили избежать потерь и атаковать ночью.. А ночью для наведения бомберов использовались два радиопередатчика . Точка сброса бомб была на перекрестии двух узконаправленных лучей, бивших с двух разных направлений..
Но английская разведка просекла фишку и поставила свои источники так. чтобы перекрестие было в чистом поле *ну ил что то подобное).. именно поэтому эффективность ударов была почти нулевая..
Если бы не разведка. то Лондон был бы снесен этой армадой с лица земли..
>Если бы не разведка. то Лондон был бы снесен этой армадой с лица земли..

Армада - это 500 машин считая одномоторные истребители бомбардировщики? Город размером больше Берлина был бы снесен?

Хе хе - фантастика в другой отдел пожалста...
Спасибо за материал, любопытно!

Название операции на русском скорее звучит как "Козерог"
оно правда козерог - его астрологи дали.

Солнце в козероге - мол самое удобное время.
Дихотомия однако
Текст как-то на политинформацию похож. Вот почитал книжку В.М. Зефиров, Д.М. Дегтярев, Н.Н. Баженов "Свастика над Волгой...." изд. АСТ 2005 год, так, что удивляет, немцы в 1941-1943 году, отдельными самолетами уничтожают крайне значимые здания и сооружения, более того в 1943 уничтожают 292 завод (Саратовский авиационный) и 92 завод (ГАЗ на минуточку), а по вашему тексту, они Лондон? не находят! Дихотомия однако, как это лечить?
Re: Дихотомия однако
>что удивляет, немцы в 1941-1943 году

Так что удивительного - массовый пилот весны 1943 а тем более 1941-42 куда лучше подготовлен чем немецкий же массовый пилот начала 1944 года. Довоенные искусники с несколькими тысячами часов налета рано или поздно кончились...

И смотрим на немецкие налеты на Великие Луки и Смоленск в том же 1944м пера того же Дегтева (он не Дегтярев, а Дегтев) - только треть самолетов выходят на собственно цель - самолеты разбредаются и летают отдельными группами а то и выходят на цель одиночными машинами и т.п. Да и результаты уже невысокие.

Сточились бомберы. Просто сточились. Дали прощальный бенефис над Полтавой и то там бардака у немцев то же хватило.
ТОП: 16:00 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 3-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Хотел стебануться над британцами - дескать, в свете нашего вчерашнего разговора британских лётчиков-истребителей, отмечающих сбитых немцев свастиками на самолётах, следовало бы признать экстремистами. Но посмотрел на последние кадры, и охота стебаться отпала. Даже если потери британцев были и невелики, страдания детей ужасны. Остаётся только порадоваться, что виновники этих страданий получили по заслугам. И поклониться британским лётчикам, оказавшим достойное сопротивление Люфтваффе.
В начале войны немцы решили поднять волну гражданского возмущения. Немецкие шпионы сфотографировали аристократов и членов королевской семьи во время конных прогулок, игры в крикет и подобных занятий. Снимки распечатали в высоком качестве и массово разбросали с самолётов над английскими территориями. Эффект был обратный. Англичане успокоились. Раз уж аристократы, не паникуют и не бегут из страны, значит не такая уж катастрофическая ситуация и война не проиграна. Таким образом немцы случайно поработали на английскую пропаганду.