я

Восстание и пропаганда



Заметка о польском восстании 1863-64 годов будет неполной без упоминания о том, что поляки, потерпев поражение в боях с русской армией, лихо отыгрались на пропагандистском поле. Во время мятежа едва ли не вся западноевропейская пресса наперебой писала, что дикая восточная деспотия топит в крови благородный и поэтичный европейский народ.

В то время, когда польские повстанцы пытали, вешали и забивали до смерти православных священников, монахов, гражданских чиновников и учителей русского языка, английские и французские газеты и журналы переполняли сообщения о вымышленных российских зверствах, сопровождаемые очень эмоциональными рисунками и карикатурами. От них не отставала и выходившая в Лондоне эмигрантская газета "Колокол", открыто выступавшая за поражение русской армии и призывавшая "западные демократии" немедленно начать войну против России на стороне поляков.

К сожалению, никакой ответной реакции на эту вакханалию не последовало. Петербург даже не пытался вести контрпропаганду, оповещать международное сообщество об убийствах мирных жителей и иных преступлениях, совершаемых повстанцами, да и вообще - хоть как-то демонстрировать западной аудитории свою логику и точку зрения на происходящее. Если на предыдущее польское восстание хотя бы Пушкин откликнулся своим знаменитым стихотворением "Клеветникам России", то в 1863 году не было даже этого.

В результате Российская Империя в очередной раз предстала перед Западом как безобразное хищное чудовище и извечный враг цивилизованного человечества.

Warszawa_1861_1
Типичная лживая картина середины XIX века с изображением зверств русских оккупантов в Польше. Дикие казаки врываются в костел во время богослужения, топчут лошадиными копытами и избивают нагайками ксендзов и прихожан. Ну разве можно после такого не поднять восстание?
На заставке - еще одна аналогичная картина польского художника Войцеха Коссака "Черкесы в Краковском предместье". Чтобы не возникало путаницы, поясню, что Краковским предместьем в 1863 году назывался один из районов Варшавы.

Wilno
Слева - мемориальная часовня в память о православных жертвах польских повстанцев, построенная в Вильно в 1864 году. В 1919 году она была взорвана поляками, захватившими город, а в 1928 на ее месте сооружен фонтан.
Справа - торжественное перезахоронение в Гродно в 1921 году останков участников восстания, убитых в бою с российскими войсками.

XII.453s_0
Аллегорическая картина известного польского художника Яна Матейко, изображающая Польшу в виде прекрасной и гордой женщины, которую русские собираются заковать в кандалы.

197_B_CHAR
Французские газетные карикатуры времен польского восстания. Смысл понятен без объяснений.

Mikhail_Nikolayevich_Muravyov_Vyeshatel_in_Lithuania_(January_Uprising)
Карикатура на генерал-губернатора Польши М.Н. Муравьева, прозванного поляками "вешателем". Для справки надо сказать, что при подавлении польского восстания по приговорам военных трибуналов было казнено 128 его руководителей и активных участников. При этом сами повстанцы повесили, запытали до смерти или закопали живьем около двух тысяч человек.

grotger

Самым известны польским художником-пропагандистом XIX века был Артур Гротгер. Он нарисовал целую серию гравюр, прославлявших польских повстанцев и изображавших русских в виде варваров и убийц. Ниже приведено несколько характерных рисунков из этого цикла, очень популярного как в Польше, так и в Западной Европе.

Wojna10
Скорбящий монах в оскверненном русскими костеле.

obraz
"Куют косы" - самая известная картина из "повстанческого" цикла Гротгера. Ее репродукция была помещена даже в белорусском учебнике истории, по которому я учился в школе.

Polonia_Obrona_dworu
Поляки мужественно защищают свое поместье.

13864_original
"Возвращение". Русские изверги ограбили дом и зверски убили всю семью, включая грудного младенца.

Pol2
Эту картину я бы назвал "Юзик ни в чем не виноват!" Кстати, обратите внимание, что настенное распятие висит в обрамлении пистолетов. Это символичный момент, наглядно характеризующий психологию польской шляхты.

january_uprising_by_janemin-d5te07c
Современные польские художники, работающие в жанрах аниме и фэнтэзи, тоже рисуют картинки на тему "январского" восстания. Судя по гербам на седлах, слева изображен украинец, в центре - поляк, справа - литвинка (или литовка?), а сзади, во французском кепи, очевидно, западноевропейский волонтер.

d4sxojs
Ну а тут и без комментариев ясно, кого символизирует жирный орк, а кого - отважный гном.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
> К сожалению, никакой ответной реакции на эту вакханалию не последовало.

Вот были же зрелые люди когда-то у нас во власти.
В том что

1) Сейчас мы реагируем на все охотно и неуклюже, как подростки
2) Как я уже написал выше когда давишь восстание в одной из своих регионов областей ты в любом случае бука, просто потому что допустил. Бокс по переписке с третьими радующими только сделает хуже. Надо быстро молча давить и всё.

Edited at 2018-01-27 12:42 am (UTC)
1) Реагировать надо адекватно. А отсутствие какой-либо реакции на клевету - признак слабости или глупости.
2) См. выше.
О первом пункте уже мы уже кажется спорили не раз, бурно реагировать на глупости считается незрелым для человека, не вижу почему это должно быть иначе для государства.
Одна из главных ошибок пропагандиста: " если для меня очевидно, что это глупость, значит, все должны понимать, что это глупость". Но это далеко не так. Люди зачастую верят в самые дикие бредни, поэтому надо постоянно разоблачать вражескую ложь и одновременно пропагандировать собственную. У кого это получается лучше, тот и побеждает в пропагандистской войне.