я

Самоподрыв

18

114 лет назад, 29 января 1904 года (по старому стилю) произошел один из наиболее нелепых и трагичных для русского флота инцидентов Русско-японской войны. При установке минного заграждения у берегов Ляодунского полуострова на собственной мине подорвался минзаг "Енисей". Взрыв вызвал детонацию хранившихся в трюме запасов пироксилина, и корабль быстро пошел ко дну, а вместе с ним - 94 офицера и матроса, включая капитана. Только 35 человек смогли спастись.

Причиной катастрофы был конструктивный дефект русских якорных мин, из-за которого они нередко срывались с якорей и "отправлялись в свободное плавание", представляя смертельную угрозу не только для врагов, но и для своих. С палубы "Енисея" незадолго до гибели обнаружили несколько таких плавающих мин и попытались расстрелять их из пушек, но на один рогатый шар корабль все-таки напоролся.

Эта прискорбная история имела продолжение, столь же печальное и еще более абсурдное. На береговом наблюдательном посту, услышав выстрелы, а потом - мощный взрыв, решили, что "Енисей" атакован японскими кораблями и ведет бой. Соответствующую телеграмму тут же отправили в Порт-Артур. Там отреагировали незамедлительно, выслав на помощь минзагу бронепалубный крейсер "Боярин" и четыре миноносца. Однако их капитанам в спешке забыли передать координаты минных полей, выставленных накануне "Енисеем".

Не удивительно, что на подходе к месту гибели "Енисея" крейсер налетел на его же мину и получил пробоину. В затопленном трюме погибло девять моряков. Капитан "Боярина" Сарычев, поддавшись панике, приказал команде немедленно покинуть судно, вместо того чтобы организовать борьбу за его живучесть. В своем рапорте он позже написал, что опасался повторных подрывов, но для боевого офицера такое объяснение звучит, по меньшей мере, странно.

Экипаж спустил шлюпки и благополучно добрался до берега, благо он был совсем близко. Однако брошенный крейсер и не думал тонуть. Через несколько часов "Боярина" отнесло ветром на прибрежную отмель, где его на следующий день обнаружил миноносец капитана Матусевича. Осмотровая команда, отправленная на корабль, доложила, что его повреждения незначительны, машины исправны, затоплено несколько отсеков, но герметичные переборки сдерживают дальнейшее распространение воды.

Казалось бы, инцидент завершился относительно благополучно и крейсер удастся спасти, но не тут-то было. Следующей ночью разыгрался шторм, который сорвал "Боярина" с отмели и бросил его на то же самое минное заграждение, с которым он уже "познакомился". Еще два подрыва окончательно добили злосчастный крейсер. Если бы Матусевич догадался приказать осмотровой команде отдать якоря, то этого, скорее всего, удалось бы избежать. Однако, когда по окончании шторма к месту катастрофы прибыли спасательные суда, спасать там было уже нечего. "Боярин" лежал на дне на глубине 40 метров.
Капитана Сарычева признали виновным в преждевременном и необоснованном оставлении вверенного ему корабля (проще говоря - в трусости), но почему-то никакого наказания он не понес.
02
Чертеж однотипных минных заградителей "Амур" и "Енисей". В терминологии начала ХХ века их называли минными транспортами.

kreisera-rus-00197
04
"Боярин" по пути на Дальний Восток.

Enisey&Boyarin
Собратья по несчастью - "Енисей" и "Боярин" в Порт-Артурской гавани. Снимок сделан незадолго до гибели обоих кораблей.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Если бы это не было так печально, то было бы почти смешно.
тут кроме смешного есть одна загадка :-)

Во первых - если бы не необходимость мотнуться в Артур для перевозки корейского секретного дипломата - на месте Руднева в Чемульпо был бы Сарычев на "Боярине" :-)

А во вторых - Сарычев обстрелянный, боевой офицер который блестяще зарекомендовал себя при Таку - и вдруг такое.

Вот ведь да.
Да, замечательно в ту войну повоевали...
В продолжении темы, где то читал, что с японскими броненосцами , выигравшими Цусиму, в течении следующих 10 лет происходили странные аварии, выкосившие почти все корабли.
Авария была с одним броненосцем - "Микасой" она затонула от подрыва кормовых погребов в 1905м сразу после подписания мира.

И то подняли и починили.

А часть броненосцев и броненосных крейсеров на вспомогательных ролях и до 1945го дожили :-)

Вот такие дела - о "странных авариях"
Я когда первый раз про это дело прочитал, у меня глаза на лоб полезли от изумления. Особенно от того, что никому ничего за такое и не было.
А за что, если быть точным?

Оцените ситуацию: крейсер вышел на помощь минзагу, атакованному, как считалось, японскими кораблями. По пути, крейсер подорвался на неизвестно откуда взявшемся минном поле, потерял ход и управление.

Т.е. у капитана имелся беспомощный, неподвижный корабль, дрейфующий среди мин, и, как предполагалось, в любой момент могли заявиться японцы. В такой ситуации, спасать экипаж было разумным решением.
Популярной была идея "шапкозакидательства", дескать - японские макаки воевать не умеют, вот уж мы их... А оказалось - что умеют....
Эх и добрый же был у нас царь... зря дураки на него наговаривают.

Полагаю, если покопаться в любой стране найдется такая история ("Новороссийск" тому пример)

Самая загадка в поведении Сарычева что в 1900м он показал себя как распорядительный и доблестный офицер. Геройский командовал при Таку "Гиляком", который продолжал бой даже после попадания в пороховой погреб !!!

И ВДРУГ через 4 года такое.

Ладно бы какой паркетный шаркун - нет такое случилось с офицером имевшим боевой опыт и опыт командования тяжело поврежденным кораблем в бою.
>После этого мины хоть модифицировали?

Ага - в 1906м году начали и в 1908м довели до ума. Скопировав де факто британскую Виккерса 1906 года, в чем упорно не признаются, распуская мульку про самую мол передовую российскую минно-заградительную науку перед ПМВ :-)
Это та самая "Маленькая Победоносная Война"?
Все как обычно интересно, спасибо. Только на боевых кораблях не капитаны, а командиры.
Данному господину это объяснять бесполезно, как выяснилось :) У него не только в РИФ "капитаны" кораблями командуют :)
Расстреливать надо было господ охфицеров, глядишь воевать лучше стали бы.
Что делал пироксилин в трюме корабля на боевом выходе?!
штатное имущество минзага - миноподрывные патроны.

Предполагалось что "Амур" и "Енисей" будут многоцелевыми минными транспортами - не только ставить мины но и бороться со всплывшими минами (Своими и противника) подрывая их со шлюпок подрывными патронами - эффективно и как казалось безопасно.

эти же патроны предполагалось применить для разрушения неприятельских бонов и сетей перекрывающих вход в гавани - опыт Японо-Китайской войны 1894-95 годов.
--"Причиной катастрофы был конструктивный дефект русских якорных мин"

Не столько это, сколько опасное маневрирование на кромке собственного минного поля с целью расстрела всплывших мин. И тут остается только удивится - кому в голову в штабе пришла идея оставить "Енисей" на время минной постановки в гордом одиночестве? Будь у Степанова в распоряжении хоть один миноносец - ему бы не пришлось так рисковать. И не пришлось бы слать туда "Боярин". Выход "Амура" в начале февраля уже ЕМНИМС шестью миноносцами обеспечили
>кому в голову в штабе пришла идея оставить "Енисей" на время минной постановки в гордом одиночестве?

Так в штабе не дураки сидели :-) "Енисей" отправился в Дальний вместе с "Бояриным" как раз - просто ночью доведя Енисей до бухты Талиенван - Сарычев взял и отправился обратно в Артур :-)

Причем автор книги про "Боярин" Скворцов пишет что мол несомненно у Сарычева был на это приказ - но никаких следов подобных приказаний в канцелярии и бумагах флота обнаружить не удалось.

В этой истории ВСЕ потрясающе прекрасно...

(Кстати по плану Вигефта - "Енисей" частивно выставив мины - еще и отконворировал из Дальнего иностранные торговые суда, а потом завершив постановки должен был еще крейсировать !!! в заливе в перехвате иностранных транспортных судов!!!! - в общем "и еще немножечко шить").