я

Фанера победила дюраль



88 лет назад, 30 января 1930 года впервые взлетел прототип советского многоцелевого боевого самолета АНТ-10 (Р-7), разработанный конструкторским коллективом под руководством А.Н. Туполева. Первый этап испытаний выявил ряд недостатков, что, в общем-то, обычное дело для едва ли не любой новой машины. Самолет отправили на доработку, которая завершилась к лету. После этого АНТ-10 успешно преодолел государственные испытания. Однако на вооружение его не приняли и в серию он не пошел, а прототип отправили в Среднюю Азию и использовали для почтовых перевозок.

Все дело в том, что к осени 1930 года уже выпускался серийно другой самолет аналогичного назначения - поликарповский Р-5. И хотя сам Поликарпов в это время сидел в "шарашке" по обвинению в шпионаже и подрывной деятельности, его машину предпочли самолету, казалось бы, находившегося в фаворе у большевиков Туполева (его очередь "на посадку" подойдет еще нескоро). Причина - проста: туполевская машина была цельнометаллической, а поликарповская - деревянной.

Разница в цене и доступности между деревом и дюралюминием стала решающим фактором, несмотря на то, что металлические машины - гораздо более выносливы и долговечны, чем аэропланы с каркасом из сосновых реек и обшивкой из фанеры и ситцевого полотна. Тем более, что древесину в те времена не пластифицировали и не пропитывали антисептическими составами, из-за чего она отсыревала, коробилась и подвергалась гниению.

Но советское руководство хотело иметь больше самолетов в сжатые сроки и за минимальную цену, а вопрос долговечности его особо не волновал. Ведь страна в 20-30 годы постоянно жила в ожидании войны, как ранние христиане из года в год и со дня на день ожидали второго пришествия. В результате Р-5 выпускался в течение семи лет, пока не устарел окончательно. К началу второй половины 30-х стал годов он самым массовым советским самолетом, рстиражированным более чем в пяти тысячах штук, а Р-7 так и остался в единственном экземпляре.

Вверху - окраска Р-7 во время второго этапа испытаний. Внизу - фотоснимки прототипов Р-5 и Р-7.



promo vikond65 14:54, sunday 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт предзаказ на мою книжку, которая должна выйти из печати примерно через неделю. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
В выборе фанеры был еще один аргумент: авиация тогда развивалась стремительно, характеристики самолетов и требования к ним непрерывно росли, и долговечность попросту не являлась критической.
Отчасти это верно, но деревянные самолеты зачастую не выдерживали в эксплуатации даже год-два, а при безангарном хранении они превращались в хлам буквально за несколько месяцев. Мне дед рассказывал, что несколько десятков новых Ла-7, переброшенных осенью 1945 года на Сахалин, уже следующей весной пришлось списать. Сгнили.
Р-5 можно было починить в любой столярной мастерской, а вот починка самолетов из гофрированного кольчугоаллюминия был тот еще процесс.

Но дальнейшее совершенствование Р-5 привело к утрате легендарной ремонтопригодности - "клееные" Р-5ССС и развитие Р-5 - PZ были уже весьма капризные для ремонта самолеты...

Так что забавно - "чистые" Р-5 по срокам эксплуатации перегнали более совершенных и поздних представителей своего типа.

А дольше Р-5 служил и воевал только Потез -25, сосновый ероплан, первый полет в 1925м а служил до 1946 (причем в Таиланде и во Франции).

И деревянный он по той же причине - дешево и ремонтопригодно в колониях и дальних гребенях.

Кстати Потез-25 столкнулся на одном авиаконкурсе с Р-5 и проиграл. И про это в СССР сняли кино.

Р-7 был спроектирован по модульному принципу. Поврежденные фрагменты конструкции можно было легко и просто менять на новые в аэродромных условиях и отправлять в ремонт.

Подозреваю, что Потец проиграл Р-5, потому что наши просто демпингнули. Или не поскупились на бакшиш.

Edited at 2018-01-30 10:24 pm (UTC)
про Р-5 у Галлая многажды упомянуто
Естественно, такая распространенная машина.
Ведь страна в 20-30 годы постоянно жила в ожидании войны, как ранние христиане из года в год и со дня на день ожидали второго пришествия

Передерживаете тезис. Они были не глупее того же Путина.
мы последнию тысячу лет живем в ожидании войны...
про Р-5 писал комиссар Панов в своих мемуарах, как много летавший на нем, ругал очень сильно...
Р-5 запомнился по книге Водопьянова, он на нем много летал.
Многоцелевой...Эта каракатица только для ночных бомбардировок пригодна,ПСМ.
В Испании и Китае Р-5 и другие аналогичные бипланы во-всю применялись днем как штурмовики и легкие бомбардировщики.