я

Стремглавый Скуй



9 февраля 1937 года совершил первый полет прототип английского палубного пикирующего бомбардировщика Блэкборн "Скюэ" (Skua - птица поморник). Конструктивно он был вполне передовой и перспективной машиной, воплотившей в себе все тогдашние новинки авиастроения - цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси, закрытой кабиной, винтом изменяемого шага и гладкой дюралевой обшивкой. Кроме того, самолет имел складное крыло, тормозные щитки с гидравлическим приводом и подфюзеляжную трапецию для сброса бомб с пикирования.

Но при этом машина получилась, на мой взгляд, какой-то несуразной, а ее летные данные никак нельзя назвать выдающимися. Максимальная скорость составляла всего 362 км/ч, то есть, по этому показателю он проигрывал даже некоторым истребителям бипланной схемы. Дальность полета - 700 километров, что слишком мало для бомбарировщика, особенно - морского, а боевая нагрузка - одна 500-фунтовая (227 кг) бомба. Скороподъемностью и маневренностью "Скюэ" тоже не блистал.

Однако за неимением лучшего машину приняли на вооружение и построили в количестве 192 экземпляров. К середине 1939 года "Скюэ" был основным палубным пикировщиком британского флота, причем его позиционировали еще и как истребитель. Именно в этом качестве он впервые отличился, став первым самолетом западных союзников, одержавшим воздушную победу во Второй мировой войне. 25 сентября 1939 года два экипажа с авианосца "Арк Ройял" сбили немецкую двухмоторную летающую лодку "Дорнье-18".

А 10 апреля 1940 года, во время Норвежской кампании, 15 бомбардировщиков из 800-го и 803-го скуадронов утопили в порту Берген немецкий крейсер "Кенигсберг", ранее поврежденный береговой артиллерией. Крейсер получил три прямых попадания, перевернулся и затонул, став первым в истории крупным боевым кораблем, уничтоженным бомбардировщиками. Но на этом успехи "Скюэ" закончились. Уже в следующем году всех "поморников" из-за низких летно-тактических характеристик отправили в колонии, где они никак себя не проявили, либо переклассифицировали в буксировщики воздушных мишеней.

В дополнение надо упомянуть, что на базе "Скюэ" сделали очень оригинальный истребитель Блэкборн "Рок", у которого всё вооружение было сосредоточено во вращающейся башне с четырьмя пулеметами, размещенной позади пилотской кабины. Из-за возросшего веса и ухудшения аэродинамики летные данные "Рока" стали даже хуже, чем у "Скюэ". Всего построили 136 таких "тачанок". Их наземным аналогом являлся двухместный истребитель Болтон-Пол "Дефайент" с такой же башней. Оба эти истребителя англичане применили в воздушном прикрытии операции "Динамо" - эвакуации войск с Дюнкеркского плацдарма, но опыт оказался неудачным.

За восемь дней операции "Рокам", по английским данным, удалось сбить всего один германский бомбардировщик, после чего им нашли другое применение, расставив по краям аэродромов в качестве стационарных зенитных установок. В 1943 году все "Скюэ" и "Роки" были списаны.


Прототип "Скюэ" без вооружения.


Два звена "Скюэ" из 803-го скуадрона в учебном полете над английским побережьем, довоенный снимок.


Пара "Роков" в военном камуфляже. Под крылом у машины на переднем плане видна подвеска для мелких противопехотных бомб.


Норвежцы готовят к эвакуации "Скюэ", пилот которого заблудился, выработал горючее и совершил вынужденную посадку на шоссе, сломав крыло.


Сверху вниз:
"Скюэ" с авианосца "Арк Ройял" в довоенной раскраске.
"Скюэ", сбитый немецкими корабельными зенитками 13 апреля 1940 года при попытке атаковать линкор "Шарнхорст". Останки этой машины были в 2008 году обнаружены норвежским подводным роботом на дне Тронхейм-Фьорда на глубине 240 метров. Ее двигатель был поднят и выставлен в музее.
"Скюэ" в "пчелином" окрасе буксировщика мишеней.
promo mcj777 june 10, 20:42 5
Buy for 50 tokens
Многие знакомы с этой картой, пользуются или видели у своих знакомых. Вроде бы казалось, положи деньги на баланс, да без проблем пользуйся, оплачивая проезд в транспорте. Но так ли всё радужно? И зачем на самом деле эта карта была введена в оборот? Давайте разберёмся. Данный…
(Задумчиво) Интересно было бы посмотреть, как "Роки" выступили бы против "Зеро"... Т.е. против истребителей маневренных и быстрых, но не так чтобы очень хорошо вооруженных (особенно в ранних моделях) и очень хрупких.
Думаю, - никак. На "Зеро" две пушки стояли, хотя и с небольшим боекомплектом.
>> во время НорвежНской кампании
Угол наклона лобового стекла как у автомобилей тех лет. Странное решение
> Странное решение

Оправданное - угол наклона лобового стекла подбирали из соображений нулевого бликования. Плексиглас был еще примитивный и бликовал.

Когда англичане разработали специальную пленку для плекса - противобликовую - то стали ставить фонари уже с нормальными углами. А тут типа при посадке на авианосец идеальный обзор важнее обтекаемости
Вы хотите сказать, что первую воздушную победу Англия и Франция одержали только 25 сентября 1939 года?
Дэвид Рэгг (David Wragg), служивший на "Арк Ройяле" в матросских чинах, писал так:
"Был еще Блэкбёрн «Скьюа», официально считавшийся истребителем/пикирующим бомбардировщиком–разведчиком, но все, кому доводилось летать на нем, говорили, что это “скорее пикировщик, чем истребитель”
Англичане жаловались на отсутствие пикирующего бомбардировщика. Скуа было мало, и только на флоте, а сухопутные самолеты по какой-то идиотской причине отказывались делать пикирующими. Какой то бздык у них был, офицерский корпус требовал пикирующий бомбардировщик, верхушка вооруженных сил была принципиально против. Такую версию вычитал в книжке про британскую авиацию времен войны. Ну да у англиков во время войны было много идиотизма.
Идиотизм был, а пикировщиков не было. Потом сделали идиотскую "Барракуду", отчего идиотизма стало еще больше. :)
форма, конечно, писец какая
спасибо за пост
Для 1938 года машина более чем грозная.
Даунтлесс отстал года на два примерно.
Странно , что британцы не стали развивать эту линию - например по двигателям : от Персеуса к Таурусу и Геркулесу.
У него скорость меньше, чем у "Вэла" и "Штуки" с неубирающимися шасси. :)
Всегда хотел спросить у спецов - что особенного дала подфюзеляжная трапеция? Почему просто сброс из-под брюха не устраивал?
При бомбометании с пикирования, без трапеции, бомба попадала в винт. Трапеция всего лишь выводит бомбу за пределы ометания винта.
Мне вот одного не понять -- и вот эти "белые люди", строившие подобных ублюдков, искренне же верили, что те же джапы -- are not an air power. При том, что оные джапы параллельно с ними строили гораздо удачные самолёты.