я

Помни о "Мэйне"!

4241304309_f98be01058_b

Ровно 120 лет назад, 15 февраля 1898 года в порту Гаваны взлетел на воздух американский линкор 2-го класса "Мэйн". Официально он прибыл туда для обеспечения безопасности граждан США в условиях вспыхнувшей на Кубе партизанской войны против испанских колонизаторов, а фактически - для демонстрации силы.


Разумеется, испанцы были далеко не в восторге от этого визита, однако, не желая портить отношения с самой мощной державой Западного полушария, они не стали препятствовать заходу корабля в гавань. Испании война с США была абсолютно не нужна, а американское руководство, мечтая захватить остатки некогда великой колониальной империи, наоборот, стремилось к ней изо всех сил. Требовался только повод, и разумеется, он таки появился. Американская пропаганда тотчас же приписала уничтожение линкора Испании, хотя на Земле вряд ли нашлось бы хоть одно государство, которому этот инцидент был менее выгоден.

Испанцы категорически отрицали свою причастность к взрыву, пытаясь приводить логические аргументы, но логика в подобных случаях не действует. Всю "свободную" прессу в США моментально охватила дикая антииспанская истерия, страна покрылась плакатами со страстными призывами отомстить и лозунгами Remember the Maine! (Помни о "Мэйне"!), к которым часто добавляли в рифму To hell with Spain! (Испанию - в ад!). За короткий срок была написана и поставлена опера Remember the Maine!, которая пользовалась у американцев большой популярностью. Разумеется, в опере линкор взрывали мерзкие испанские диверсанты.

Не менее быстро подсуетились владельцы баров и изобрели патриотичный коктейль Remember the Maine (две унции виски, унция вермута и унция вишневого ликера), великолепно поднимавший боевой дух. А газеты тем временем смаковали "ужасные зверства" испанцев в их американских колониях. В общем, война стала лишь вопросом времени и закономерно разразилась спустя два месяца. 22 апреля американская эскадра контр-адмирала Стэнтона подошла к Гаване и с ходу открыла по городу огонь из всех своих орудий.

Однако вернемся к злосчастному "Мэйну". Истинная причина его гибели не выяснена до сих пор. После подъема останков корабля удалось установить лишь то, что он затонул из-за взрыва порохового погреба, в котором хранились метательные заряды носовых шестидюймовых орудий. Американцы без каких-либо оснований утверждали, что взрыв спровоцировало попадание торпеды или же мина с часовым механизмом, прикрепленная к днищу корабля боевыми пловцами.

Была и другая версия, согласно которой порох взорвался из-за пожара, вызванного неосторожным обращением с огнем, замыканием в электросети или самовозгоранием битумного угля в угольной яме, расположенной впритык к пороховому складу. Но в США эта "бытовая" гипотеза, естественно, не нашла понимания.

Наконец, есть третья, "конспирологическая" теория. Ее сторонники уверены, что "тихие американцы" сами взорвали корабль, чтобы возложить вину на испанцев, получив таким образом моральное право на агрессию, а заодно и убедив собственных граждан в необходимости войны. Впрочем, никаких доказательств этой теории, кроме известной римской сентенции "Is fecit, qui prodest", пока никто не представил.

В интернете, правда, давно бродит запущенная кем-то байка о том, что на "Мэйне" весь экипаж, кроме офицеров, якобы был набран из негров, а офицеры "гуляли" на берегу, поэтому при взрыве будто бы не погибло ни одного белого. Сочинитель этой байки, очевидно, подразумевал, что провокаторы, взорвавшие "Мэйн", были еще и расистами, поэтому они намеренно пожертвовали ради осуществления своего коварного плана "второсортным" человеческим материалом.

Однако данный вымысел не имеет связи с реальностью. Согласно документам, из 355 членов экипажа линкора (290 матросов, 26 офицеров и 39 морских пехотинцев) было всего 30 "цветных". А при взрыве погибло 266 человек, в том числе двое офицеров. Высокий процент выживших среди командного состава объяснялся тем, что офицерские каюты располагались на корме, а взрыв произошел в носу корабля, где находились матросские кубрики. Корабль взорвался поздно вечером, когда почти все офицеры уже разошлось по своим каютам. В носовой части "Мэйна" остались только вахтенные, которые и разделили его судьбу вместе с большинством простых моряков.

Я не берусь судить, какая из версий является правильной. По-моему, все они имеют право на существование, а катастрофа "Мэйна", судя по всему, так и останется одной из неразгаданных загадок истории, дающих простор для самых разнообразных домыслов и фантазий.

USS MAINE-MINI
Линкор 2-го класса "Мэйн" включенный в состав американского флота в 1895 году, считался в нем одним из самых мощных боевых кораблей. Его основное вооружение составляли четыре башенных десятидюймовых орудия и шесть шестидюймовок в бортовых спонсонах. Толщина брони достигала 305 миллиметров.

ship-USS-Maine1
"Мэйн", встав на якорь, спускает на воду паровой катер.

uss_maine_passing_under_brooklyn_bridge._new_york._1895-1898
"Мэйн" с вышедшей на палубу командой проплывает под Бруклинским мостом в Нью-Йорке.

USS_Maine_entering_Havana_harbor_HD-SN-99-01929
Последний "прижизненный" снимок "Мэйна", сделанный на входе в Гаванскую бухту незадолго до гибели .

d80d6304e37f
Офицеры в кают-компании.

141b0f34735d
Матросы в кубрике за игрой в карты. Негров как-то не наблюдается.

c7eb45707349
Еще групповой снимок матросов "Мэйна". Как видно, чернокожий на нем только один.

maine31
Останки корабля после катастрофы.

world2-17-98
Нью-Йоркская газета The World с "ударным" материалом о гибели "Мэйна" на первой странице. Обращает на себя внимание дата - 17 февраля 1898 года, то есть этот номер газеты вышел менее чем через двое суток после катастрофы! Никакого расследования еще не проводилось, однако у газетчиков уже нет ни малейших сомнений в том, что причиной случившегося явилась "бомба или торпеда".

Еще более интересна иллюстрация к материалу. Сложно представить, что художник ухитрился вручную и всего за один день сделать столь большую, тщательно прорисованную и изобилующую деталями гравюру, а потом с нее успели изготовить печатную форму и отпечатать тираж. При этом место взрыва на гравюре отражено удивительно точно. А может, работа над иллюстрацией была начата или даже окончена заранее, еще до взрыва?...
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Главное результат.)))) А папуасы то бишь испанцы али хохлы и тд и тп сами виноваты. Ты виноват лишь в том что хочется мне есть)))
//Американцы без каких-либо оснований утверждали, что взрыв спровоцировало попадание торпеды или же мина с часовым механизмом, прикрепленная к днищу корабля боевыми пловцами.
//

Вроде бы высказывалась еще более-менее вменяемая версия, что взрыв мог быть вызван испанской миной заграждения, сорванной с якорей. Кажется, такие инциденты уже бывали...
Испанцы в мирное время минировали гражданский международный порт? Этому есть какие-то доказательства?
всё-таки он классифицировался как "броненосный крейсер", что соответствовало в ряде флотов классу "броненосец II ранга", называть его "линкором" некорректно.
В настоящее время точно установлено, что он погиб в результате взрыва погребов, спровоцированных пожаром битумной пыли. Эта версия выдвигалась и сразу после катастрофы, но была отвергнута политическим руководством СШ, стремившимся к развязыванию войны с Испанией.
Он изначально считался броненосным крейсером, а потом был переклассифицирован в 2nd-class battleship.
Термин battleship в Америке обозначает как броненосцы, так и линкоры.
Гравюра из The world
Гравюра-то, пожалуй, - решающее доказательство того, что линкор взорвали сами американцы, заранее подготовившись поднять пропагандистскую шумиху. Действительно, "диверсия" изображена во всех подробностях, что при том уровне развития техники было возможно только в том случае, если об этих подробностях издателей газеты известили заранее.
Антииспанская истерия
Что-то знакомое до боли чувствуется в американской пропагандистской кампании из-за "Мэйна". Сразу вспоминается "Боинг", сбитый над Донбассом (о сбитии которого некоторые западные СМИ почему-то ухитрились сообщить за пять минут ДО самой катастрофы), и бесконечные сплетни про "российский "Бук"", которого никто нигде и никогда не видел, но все точно знают, что "Боинг" сбил именно он по личному приказу Путина.

У укропских пропагандистов были хорошие учителя. И это не только доктор Геббельс.
Правильнее всё же "Мэн", а не "Мэйн". Мы же и штат, в честь которого он назван, Мэн, а не Мэйн называем.
Правильнее, все-таки, "Мэйн", потому что пишется Maine, а не Man.
в ряд: (возможно ) Жемчужная гавань, Тонкинский инцидент, пробирка Колина Пауэлла, (вероятно) 9.11, цветастые весны и революции и пр

Edited at 2018-02-15 10:18 pm (UTC)
Логично. Для казуса белли достаточно было бы пригнать в Гавану и подорвать какое-нибудь старое корыто, через пару лет подлежащее списанию.
Ну, для опытного художника, не говорю "талантливого" и т.п. - именно опытного, умеющего быстро рисовать, такой рисунок - это несколько часов работы. Из материалов - фотография корабля (именно этого или аналогичного) и информация, что взрыв произошел в передней части. Ну и плюс лист плотной бумаги, набор перьев и тушь.
Через несколько часов такой рисунок, пригодный для дальнейшей обработки и помещения _в газеты_ будет готов.
В 90-е я видел как работают такого рода художники. ОЧЕНЬ быстро.

ПыСы
Ну а взорвать своих, чтобы получить повод для войны - а почему бы и нет...
Для политиков обычно нет "своих".
Нужно же не просто нарисовать. Потом с этого рисунка надо протравить металлическую печатную форму, из этой и других форм сделать верстку всего газетного листа, напечатать пробные оттиски, вычитать их на предмет ошибок/опечаток, при необходимости - исправить, сделать новую верстку, снова отлить ее в металле, зарядить в ротационную машину, отпечатать тираж, сфальцевать, упаковать, развезти подписчикам и в торговые точки. И все это за неполных два дня.
>Линкор 2-го класса "Мэйн" включенный в состав американского флота в 1895 году, считался в нем одним из самых мощных боевых кораблей.
Ни разу не специалист, но разве "второклассность" "Мэйна" не означает, что "самыми мощными кораблями" были "линкоры 1-го класса"?
На момент гибели "Мэйна" у штатников было в строю всего 4 броненосца 1-го класса и еще 1 "броненосный крейсер" "Техас". Причем 3 из них были низкобортными, и в океане могли уверенно действовать только "Мэйн", "Техас" и новейшая "Айова".
Вернее, так считалось. На практике скверная мореходность не помешала кораблям типа "Индиана" (и даже старым мониторам) поучаствовать в блокаде Кубы, причем "Орегон" (единственный ЭБР Тихоокеанского флота) совершил для этого прогулку вокруг мыса Горн.
ТОП: 15:40 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 9-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
В этой же связи вспоминаются взрывы домов в Москве и "учения ФСБ в Рязани", то-же не скоро узнаем правду