я

Нещастный Щастный



Ровно 100 лет назад, 19 февраля 1918 года, начался так называемый Ледовый поход Балтийского флота - масштабная операция по эвакуации боевых кораблей из Ревеля в Гельсингфорс (то есть - из Таллина в Хельсинки), а потом - из Гельсингфорса в Кронштадт, чтобы не допустить их захвата германскими войсками.

Несмотря на сложную ледовую обстановку, нехватку топлива и вызванное революцией падение дисциплины среди матросов, операция завершилась полным успехом. 20 апреля последние корабли достигли острова Котлин, ни один из них не был потерян. Всего удалось спасти 236 боевых единиц, а также - вспомогательных и транспортных судов, в том числе - шесть линкоров, пять крейсеров, 59 эсминцев, 12 субмарин, пять минзагов, 11 сторожевых кораблей и т.д., то есть, фактически весь Балтфлот. Дорогу для него проложили четыре ледокола во главе с фрагманом российского арктического флота ледоколом "Ермак".

Главным организатором и командиром похода был начальник морских сил Балтийского моря, капитан первого ранга А.М. Щастный. Благодаря его энергии и распорядительности удалось провести эту беспрецедентную операцию. Большевики достойно наградили моряка за спасение флота. Уже в мае 1918 года он был арестован. Капитану вменили в вину то, что он (цитата)  "совершив героический подвиг, тем самым создал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти".

Несмотря на всю абсурдность такой формулировки, 20 июня состоялось заседание революционного трибунала. Никаких доказательств контрреволюционных и предательских действий Щастного на нем представлено не было, обвинение в попытке создания заговора полностью развалилось. Тем не менее, под прямым нажимом наркомвоенмора Троцкого, который лично присутствовал на заседании, трибунал объявил каперанга виновным в измене и приговорил к расстрелу без права обжалования приговора.

Это прямо противоречило действовавшему на тот момент в РСФСР мораторию на смертную казнь (ее официально восстановили только 5 сентября). Однако 21 июня приговор был утвержден президиумом ВЦИК под председательством Я.М. Свердлова и ту же ночь Щастного расстреляли. По слухам, Троцкий "продавил" этот беззаконный приговор, так как его приятель Свердлов по секрету сообщил ему, что Ленин собирается заменить Троцкого на посту наркома армии и флота Щастным, как более опытным и компетентным специалистом. Неизвестно, имели ли эти слухи реальную подоплеку, но в любом случае очевидно, что убийство Щастного носило не юридический, а "профилактический" характер.

Его расстреляли не за реальное преступление, а с целью запугать других "старорежимных" военспецов и продемонстрировать им, что большевики не связывают себя никакими правовыми нормами. Кроме того, красные, очевидно, всерьез опасались высокого авторитета, которым пользовался Щастный среди моряков.

Щастный стал первым из тех офицеров высокого ранга, которые добровольно пошли на службу к большевикам, а впоследствии были ими же уничтожены как отработанный материал. В 1995 году А.М. Щастного посмертно реабилитировали со снятием всех обвинений. Кстати, с 1992 года в его родном городе Житомир существовала улица, названная его именем. Но в 2016 году захватившие власть на Украине майданщики переименовали ее в улицу Дмитро Донцова - украинского националиста, идеолога ОУН и военного преступника. Интересные зигзаги порой совершает история.

На заставке - корабли Балтфлота в Ледовом походе.


Капитан Щастный и организаторы его убийства - Свердлов и Троцкий.


Броненосный крейсер "Рюрик" в Кронштадте после Ледового похода.


Эскадренные миноносцы в Ледовом походе. На переднем плане - эсминец "Лихой".


Ледокол "Ермак".
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
//////////Оправдать можно что угодно

Я не оправдываю, а объясняю.

///////////он был выбран так как опасались, что если пойдут северным, то командование могут обвинить в попытке сдаче флота врагу.

Что за бред?! Идти почти вплотную к занятому немцами берегу они не опасались, а вдали от него - опасались? Вы сами-то поняли, что написали? Кстати, откуда вы это взяли?
Я то понял, а вы похоже нет. Они не шли вплотную. Фарватеров всего было три. Южный как раз проходил близко к контролируемой немцами Эстонии - мин там не было, но Трибуца могли обвинить в попытке сдать флот. На северном который был ближе к Финляндии (а не "к занятому немцами берегу" как вы написали) тоже мин не было, но см. выше, плюс в теории были финские катера, боеготовность которых оказалась повыше эсминцев Дрозда. Пошли центральным - на котором стояло уже известное КБФ заграждение "Юминда". По нему уже прошло около десятка конвоев - побег из Таллина не был первым :) При этом на этих проходах примерно уже треть кораблей погибла, так что не знать об этом даже советские военморы не могли. И по поводу выбора маршрута это было не решение Трибуца, а выше. Хотя хрен поймешь - естественно в его интересах было отнекиваться.

Источников много - навскидку это есть у Бешанова, вроде было еще что-то подробное, давно читал.
Каким центральным? На карту посмотрите, где они шли до мыса Пяриспеа и где было потеряно большинство кораблей.
https://files.polkrf.ru/pic_news/795x-/189.jpg
Впрочем, после того как вы привели в качестве источника Бешанова, я понял, что дальнейший разговор -
бесполезен. Вы бы еще на Борю Соколова или Марика Солонина сослались. :)
Ну да логично. Спасибо, что объяснили - я иногда бываю очень недогадлив.