я

Остроносый акробат



Ровно 90 лет назад, 21 февраля 1928 года, летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух разработанный авиаконструктором Н.Н. Поликарповым истребитель И-3 - первый в СССР крупносерийный самолет этого класса и самый быстрый на тот момент самолет советской конструкции. На испытаниях он развил скорость 278 км/ч, что вполне соответствовало лучшим мировым образцам. В 1928-30 годах было построено 400 экземпляров И-3, включая прототип. В 1930-33 гг. они являлись самыми распространенными истребителями советских ВВС, но уже в конце следующего года их сняли с вооружения и вскоре отправили в утиль. Деревянная конструкция машины была рассчитана всего на четыре года эксплуатации.

И-3 не довелось участвовать в войнах и устанавливать рекорды, но мне эта машина интересна тем, что она имеет прямое отношение к моей семье. И-3 был первым истребителем, который освоил в летном училище и на котором начинал строевую службу мой дед - генерал-майор ВВС Ф.Н.Черемухин. Он мне про него много рассказывал, и было видно, что для него это как первая любовь. Деду самолет очень нравился за  легкость и простоту управления, особенно - в сравнении с гораздо более капризным и опасным "ишаком", на который ему потом пришлось переучиваться.

По словам деда, на И-3 он ни разу не попадал в аварии и на этом самолете не погиб никто из его однокурсников, а на И-16 разбилось в мирное время несколько его друзей. Особенно мне запомнился рассказ о том, что на И-3 можно было "прокрутить" весь комплекс фигур высшего пилотажа, держа ручку управления двумя пальцами - большим и указательным, настолько верткой и одновременно послушной была эта машина. Возможно, если бы И-3 делали не из дерева, а из металла, то они могли бы прослужить гораздо дольше и даже успеть повоевать в Испании, но это лишь сюжет для альтернативной истории.

На заставке - рисунок Андрея Жирнова, внизу - мой.

Сверху вниз: И-3 ВВС Белорусского военного округа, Минск, 1931 год.
И-3 Московского военного округа, 1932 год.
И-3 из отдельной истребительной эскадрильи №7 имени Дзержинского, 1930 год.


И-3 в полете. Под нижним крылом видна подвеска для мелких бомб.


Учебная химическая тревога на полевом аэродроме одной из эскадрилий И-3.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Радиатор поперёк потока смотрится очень непривычно для истребителя....
А он у него был выдвижной. Поднимая и опуская радиатор с помощью лебедки, летчик регулировал охлаждение двигателя.
Действительно, похож, на них и движки одинаковые стояли - BMW-VI, только на И-3 - его лицензионная копия под названием М-17. Но Не-51 имел цельнометалический каркас.
Вобщето и И16 не из металла полностью делался. Процентов на 65 каркас с обшивкой был из дерева.
И потом более старший Р5 спокойно дожил до конца войны.
А мой дед служил на бомберах... ТБ-3.
А мой двоюродный дед был механиком на ТБ-3. Или мотористом, теперь уже не уточнишь.
Дедовы стихи
Мы были с ним хотя не одногодки
Но вздумалось по осени судьбе
Нам выдать шинеля,ботинки и обмотки
Дать пояс,по прозванию хебе.

И вот, когда война нас обожгла,
На ППШ сменили мы винтовки
Нас с другом вновь судьба свела
В Иваново, на переформировку.

И там он мне поведал эту быль:
Последний вылет сделан был полком,
Штабных уже увёз автомобиль,
Оставили мы свой аэродром.

Не лёгок был нам с запада отход:
Мы подвигалися от перелеска к перелеску,
Шла с нами лишь с ребёнком на восход
Жена сгоревшего в бою комэска.

И пыть и зной....Одна у всех усталость,
Вдруг треск и грохот, мы уже в кустах...
Одна Галина на шоссе осталась,
С дочуркой, с узелком в руках.

Идёт.... не глянет на врага,
Не слышит: рядом кто-то стонет,
Наверно думает: дорога мне долга,
Никто меня с ребёночком не тронет.

Идёт... спешит... от нас невдалеке
Сойди с дороги! - мы орём,
А мессер третий раз заходит на пике,
И брыжжет злобой и свинцом.

Со злостью пули жалят камень серый,
От воя-грохота её заныла грудь,
Но смело через смертные барьеры
Галина с дочкой продолжает путь.

И только.... только... с пятого захода
Убил Галину с дочкой лютый враг.
Нет! Не погаснет у народа
Святая ненависть в сердцах.
>. Возможно, если бы И-3 делали не из дерева, а из металла, то они могли бы прослужить гораздо дольше и даже успеть повоевать в Испании, но это лишь сюжет для альтернативной истории.


Поворчу.

И-4 вот делали из металла - в Испанию не попали.

Не попали туда и И-5 с И-7 :-) Так что што там делать И-3 летные данные коего были даже хуже чем тот же Ньюпор деляж 52 воевавший в Гишпании без особых успехов.

При наличии цельнометаллического И-3 не обязательно было бы делать И-5, а тем более - И-7. Этот самолет с отличной для биплана аэродинамикой вполне можно было бы в ходе последовательных модернизаций довести до уровня Не-51 и СR-32 и иметь на вооружении до второй половины 30-х годов.
А интересно, почему этот самолёт, если он был таким удобным в управлении, не попытались доработать, а начали создавать нечто принципиально иное?
Я сам не понимаю, зачем было при наличии И-3 разрабатывать и выпускать И-5 и И-7, которые, в общем-то, ничем не лучше. Это один из парадоксов советской авиации.